Нарисуйте на листе бумаги 10 цепочек, в каждой по пять кружков, — это будут нитки бус — и предложите ребенку закрашивать в каждой из них по две «бусины ». При этом ни одна цепочка не должна повториться. Сможет ли ребенок самостоятельно обнаружить все десять вариантов решения? Если не смог, то вернитесь к заданию еще раз и понаблюдайте, как ребенок заштриховывает кружки — в стихийном порядке или попытается следовать какой-то схеме.
Подскажите ему, что определенная последовательность при создании вариантов поможет ему скорое их отыскивать. Для того чтобы упорядочить поиск, одна из бусин должна оставаться на своем месте, а вторая — перемещаться. Вначале закрашиваем первую слева бусину, другая начинает «путешествовать» : в первом варианте она будет на второй позиции, во втором — на третьей, а в четвертом варианте закрашенные бусины окажутся на противоположных концах цепочки. Одна серия исчерпана. Далее смещаем первую бусину на вторую позицию, там ее и оставляем, а вторую бусину последовательно смещаем с третьей позиции на четвертую, а затем на пятую. Вторая серия принесла еще 3 решения, итого семь. Действуя по такой схеме, легко обнаружить оставшиеся 3 варианта.
Это упражнение легко переносится на мозаику. Надо подготовить 10 «кучек», в каждой из которых будет по два элемента одного цвета и по три — другого. Задача остается прежней — создать десять неповторяющихся двухцветных цепочек.
Прочитайте много интересного и узнайте различные породы собак