Действующие лица: Ведущий (взрослый), Владыка Птичьего царства Орел (именинник), птицы (гости).
Реквизит: шапочки с изображением птиц, хорошо знакомых детям, можно несколько шапочек с изображением одной и той же птицы; перья (настоящие или бумажные), призы для конкурсов (пакетики с орешками, семечками), картонные медали с надписями «Самой веселой птичке», «Лучшему летуну», «За самый пышный хвост», «Крепкий клюв царства», «Цепкий коготок», «Легкое перышко», «Зоркий глаз» и т. д.
Комната украшена изображениями птиц, развешанными на стенах. Весной или детом можно украсить комнату ветвями деревьев, на которых расположить кормушки, импровизированные
гнезда, развесить изображения птиц. Гости выбирают себе шапочки с изображениями птиц, названия которых они знают, крику которых могут подражать. Отгадывают загадки о птицах.
Игра «Птицелов»
Дети встают круг, в центре которого — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке. Птички весело поют, Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте. Птицелов начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Ведущий. Уважаемые жители Птичьего царства! Вы сегодня собрались, чтобы поприветствовать нашего дорогого Владыку Птичьего царства — Орла! Ваши подарки доставили истинное удовольствие нашему Владыке.
Но среди нас находится один гость, которого не звали, не приглашали на наш пир, так как он известный враг птиц — Кошка! Ведущий вместе с детьми делает вид, как всем страшно.
В е дущ и й. Но не надо бояться. Я знаю, как вычислить этого незваного гостя. Кошка никогда не сумеет быстро за мной повторить скороговорку. {Скороговорки можно повторять за ведущим всем детям или по очереди повторяет за ведущим каждый ребенок.) Вставай Архип, петух охрип.
Три свиристели еле-еле свистели на ели.
Сорок сорок воровали горох, Сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, Сорок коров разогнали орлов.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон!
Ведущий должен хвалить участников, радостно сообщать, что это птица, а не кошка, награждать пером.
Ведущий. Ура! Я ошибся — среди нас кошек нет! Сегодня в нашем царстве я рад приветствовать птичку-невеличку, которая всегда рядом с нами.
Он весь день ловит жуков, Ест букашек, червяков. Зимовать не улетает, Под карнизом обитает. Чик-чирик! Не робей! Он бывалый ... (воробей).
Выходит ребенок, который выбрал шапочку с изображением воробья, и проводит игру «Воробей, чирикни». Если несколько ребят выбрали шапочки с изображением воробья, то они по очереди проводят игру.
Игра «Воробей, чирикни»
Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущий выбирает «воробья» из числа ребят, надевает на него свою шапочку и подводит его сзади к сидящему ребенку на стуле, кладет руки «воробья» ему на плечи. Сидящий говорит: «Воробей, чирикни!» Новый «воробей» чирикает: «Чик-чирик!». Сидящий угадывает, кто это.
Ведущий. Отгадайте загадку:
Хрипло птенчики кричат. Клювы их в гнезде торчат, Скрыла их густая крона, Проживает здесь ... (ворона).
Игра «Вороны и воробьи»
Выбирают две команды: «вороны» и «воробьи». Ведущий медленно говорит «Вороны!» и дети-«вороны» ловят «воробьев». Когда звучит команда «Воробьи!» — наоборот.
Активных участников Орел награждает перышком.
Ведущий. О чем поют воробушки В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили.!
— Мы живы, живы мы!
(В. Берестов)
А почему выжили воробушки зимой? Кто им помогал пережить долгую голодную зиму?
Ведущий проводит краткую беседу о необходимости подкармливать птичек зимой. Можно провести мастер-класс и показать, как быстро и легко сделать кормушку из бумажного пакета из-под молока. Если праздник проводится зимой, вполне уместно сделать несколько кормушек вместе с ребятами, а потом повесить их где-то возле дома или за окном. Активных участников Орел награждает перышком.
Ведущий. Ну а вы, дорогие птички, есть хотите? Предлагаю вам посетить самую лучшую в мире кормушку нашего Птичьего царства.
Застолье.
Ведущий. Вы молодцы, хорошо поклевали. С новыми силами продолжим наш праздник. Я сейчас буду читать стихотворение, а вы во время чтения должны хлопнуть в ладоши или топнуть ногой тогда, когда услышите название не птицы. (Дети могут попробовать сосчитать всех птиц.)
Ведущий. Уважаемые птицы, вы все такие разные, а что вас объединяет, чем вы похожи? {Предполагаемые ответы детей: все птицы покрыты перьями, большинство летает, несут яйца.) Умнички! Все-то вы знаете. Предлагаю вам поиграть.