Многие родители поначалу с трудом понимают концепцию принадлежности проблемы. Вероятно, они слишком привыкли мыслить в рамках понятия «проблемный ребенок», предполагающего, что проблема заключается в ребенке, а не в родителе. Важно, чтобы родители видели разницу.
Наиболее благоприятный момент для этого наступает тогда, когда родители начинают осознавать собственные внутренние чувства: неодобрения или неприятия, раздражения, разочарования, негодования. А если не знаете, где и как провести отдых с подругой читайте советы на этом сайте. Они напряжены, испытывают дискомфорт, не одобряют поведение ребенка или контролируют его действия.
Допустим, ваш ребенок:
— слишком близко подходит к дорогому китайскому сервизу;
— лежит н обуви на вашем новом диване;
— прерывает ваш разговор с подругой;
— тянет вас за полу халата, пытаясь помешать вашей интересной беседе с соседкой;
— оставил свои игрушки на полу в гостиной;
— вот-вот прольет молоко на ковер;
— требует, чтобы вы прочли ему еще один рассказ, потом еше один и еще один;
— отказывается ухаживать за своим котенком;
— не выполняет свою долю работы по дому;
— пользуется вашими инструментами и не кладет их на место;
— слишком быстро водит ваш автомобиль.
Все эти виды поведения фактически или потенциально угрожают законным потребностям родителей. Поведение ребенка непосредственным образом воздействует на родителя: мама не хочет, чтобы ее ваза оказалась разбитой, стул — поцарапанным, ковер — испачканным, разговоры — прерванными и т.д.
Сталкиваясь с подобными видами поведения, родитель нуждается в способе помочь себе, а не ребенку. Ниже представлена разница между ролями родителя в тех случаях, когда проблема принадлежит ему, и в случаях, когда она принадлежит ребенку.
Когда проблема принадлежит родителю, у него есть несколько альтерантив:
1. Он может попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
2. Он может попытаться повлиять на обстоятельства.
3. Он может попытаться повлиять на себя самого.
Сын мистера Адама Джимми берет отцовские инструменты из ящика и постоянно оставляет их разбросанными по всей лужайке. Это неприемлемо для мистера Адама, а потому проблема принадлежит ему.
Он может попытаться противостоять Джимми, сказать ему что-нибудь, в надежде что это изменит его поведение.
Он может повлиять на обстоятельства, купив ему набор инструментов для подростков, в надежде что это изменит поведение Джимми.
Он может попытаться изменить свои собственные реакции на поведение сына, сказав себе что-нибудь типа: «Мальчишки есть мальчишки» или «Со временем он научится правильному обращению с инструментами».
В этой главе мы остановимся только па первой альтернативе, сосредоточившись на том. как родителям следует разговаривать со своими тетьми или противостоять им с целью изменения поведения, неприемлемого для родителей. В последующих главах мы поговорим о двух других альтернативах.