Родитель также может причинять ребенку боль (например, ударить по руке ребенка, когда он тянется за стаканом с молоком, предназначенным для брата; в этом случае психологи используют термин «наказание») или создавать дискомфорт, отказывая удовлетворять его потребности (когда не кормит голодного ребенка).
Любой родитель знает, что он может управлять своим маленьким ребенком с помощью силы. Умело чередуя награды и наказания, родитель может заставить ребенка вести себя так или иначе.
Каждый знает по собственному опыту, что люди (и животные) склонны повторять действия, приносящие награду (удовлетворяющие потребность), и избегать или прекращать действия, которые либо не приносят награды, либо влекут за собой наказание.
Поэтому родитель может «усиливать» определенные виды поведения, награждая ребенка, и «подавлять» нежелательные путем наказания.
Допустим, вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими кубиками, и не хотите, чтобы он играл с дорогими хрустальными пепельницами, стоящими на кофейном столике. Для усиления вида поведения «игра с кубиками» вы можете подсесть к нему в тот момент, когда он будет играть с кубиками, ласково улыбнуться и сказать что-нибудь вроде: «Вот, молодец!» Для подавления «игры с пепельницами» вы можете шлепнуть его по руке или попе, нахмуриться, сделать недовольное лицо или сказать: «Какой же ты негодник». Ребенок быстро усвоит, что игра с кубиками влечет за собой приятные отношения с родительской властью, игра же с пепельницами — наоборот.
Именно так родители обычно поступают для изменения поведения детей. Они называют это «воспитанием». Тот же самый метод используют тренеры собак, чтобы научить своих питомцев послушанию, и дрессировщики, чтобы научить, например, медведей кататься на велосипеде. Если тренер хочет, чтобы собака пошла за ним следом, он накидывает ей на шею петлю и идет вперед, держа в руке конец веревки. Затем он произносит команду, и если собака не подчиняется, она испытывает болезненный рывок за шею (наказание); если подчиняется, то ее ласково похлопывают (награда). Скоро собака приучается ходить по команде.
Что тут еще скажешь? Власть есть власть. Одним и тем же способом детей можно приучить к игре кубиками, а не дорогими пепельницами, собак — идти следом, а медведей — кататься на велосипедах (и даже на одном колесе).
Начиная с малого возраста, после достаточного количества наград и наказаний, детьми можно управлять путем одних только обещаний и угроз: обещаний наградить их, если они будут вести себя определенным образом, или угроз наказать, если они будут вести себя нежелательным образом. Потенциальные преимущества такой ситуации очевидны: родителю не нужно дожидаться желательного повеления, с тем чтобы его наградить (усилить), или нежелательного поведения, с тем чтобы его наказать (подавить). Теперь он может влиять на ребенка фактически посредством одних слов: «Если ты поведешь себя так, ты получишь мою награду; если ты поведешь себя иначе, то получишь мое наказание».
Если читатель думает, что родительская власть, используемая для награждения и наказания (или для обещания награды и угрозы наказания), выглядит довольно эффективным средством управления детьми, он будет прав в одном отношении и сильно неправ в другом: применение родительского авторитета (или власти, или силы), представляющееся эффективным при определенных условиях, весьма неэффективно при других условиях. (Позднее мы рассмотрим конкретные виды риска, связанные с родительской властью.)
Многие, если не большинство, побочных эффектов использования родительской власти весьма прискорбны. В результате «воспитания послушания» дети часто становятся запуганными и нервными, часто вымещают на своих воспитателей злобу, «ломаются» эмоционально и физически под гнетом необходимости приучиться к поведению, которое для них либо затруднительно, либо неприятно.
А если хотите купить опт наушники Sony, рекомендуем посетить на этот сайт. Тут вы найдете лучшие и стильные наушники на любой вкус.