Родители, как правило, легко понимают всю важность активного слушания и его отличие от «Типичных Двенадцати». Редкий родитель не признает потенциальных выгод, вытекающих из использования активного слушания. Поесть родители, использующие этот метод с меньшим успехом, чем другие. При овладении этим методом, равно как и любым другим новым навыком, возможны ошибки, вызванные либо отсутствием опыта, либо неуместным применением навыка. Покажем несколько наиболее распространенных ошибок, в надежде, что это поможет избежать их родителям.
Косвенное руководство
Некоторые родители терпят неудачу при первой же попытке применения активного слушания по той простой причине, что у них ложные намерения. Они хотят использовать этот метод для косвенной) руководства своими детьми с целью заставить их поступать и думать так. как того хотят родители.
Миссис Дж.. придя на четвертое занятие курсов, не могли скрыть своего разочарования и возмущения в связи с провалом ее первой попытки применения активного слушания. «Вы только подумайте! Мой сын глядел на меня, не говоря ни слова. А ведь по вашим словам выходит, что активное слушание побуждает детей к разговору. В моем случае это было совсем не так».
По просьбе преподавателя миссис Дж. рассказала следующее. Шестнадцатилетний Джеймс пришел домой из школы и обьявил, что ему пообещали неуды по двум предметам. Миссис Дж. немедленно попыталась подбить его на разговор, используя свой новый навык. Джеймс замкнулся и вскоре ушел в другую комнату.
Преподаватель предложил миссис Дж. разыграть с ним сцену, происшедшую между ней и сыном. Миссис Дж. согласилась, но прежде предупредила группу, что преподавателю вряд ли удастся сыграть роль столь необщительной личности, какую представляет собой ее сын в домашней обстановке.
Такой косвенный контроль его пугает. Его независимость ставится под угрозу.
Активное слушание не является средством ведения ребенка в угодном родителю направлении. Родители, которые этого не понимают, посылают косвенные сообщения: свои предвзятые мнения, мысли, легкие нажимы.
Вот несколько примеров родительских сообщений, косвенно выраженных в их словесных реакциях на сообщения детей.
ДЖИННИ: Я зла на Салли и больше не стану с ней играть.
РОДИТЕЛЬ: Тебе не хочется сегодня с ней играть, потому что ты временно на нее разозлилась.
ДЖИННИ: Я никогда не буду с ней играть — никогда!
Обратите внимание на мысль, проскользнувшую в сообщении мамы: «Я надеюсь, что это только временно, и завтра ты уже не будешь на нее злиться». Джипни почувствовала желание мамы повлиять на нее и в своем втором сообщении подчеркнула, что не намерена менять своего решения.
Другой пример:
БОБ: Что такого плохого в курении марихуаны? В отличие от сигарет и спиртного она безвредна. Думаю, зря ее запретили. Надо поменять закон.
РОДИТЕЛЬ: Ты полагаешь, что надо поменять закон, чтобы все больше и больше детей попадало в беду. * Очевидно, что реакция родителя является попыткой убедить сына в неправильности его мыслей относительно марихуаны. Неудивительно, что эта реакция оказывается бьющей мимо цели — ведь она содержит в себе собственное сообщение отца ребенку, вместо того чтобы точно отражать лишь то, что ребенок сообщает отцу. Правильная реакция должна была бы звучать примерно так: «Ты считаешь, что необходимо узаконить марихуану, не так ли?»
Охранные устройства, автомобильная электроника, регуляторы напряжения и устройства контроля.