Если бы родители могли запомнить из этой книги только что-то одно, я бы хотел, чтобы это было следующее: всякий раз, когда они принуждают ребенка что-либо сделать посредством своей силы или власти, они отказывают ребенку в возможности развить в себе самодисциплину и ответственность.
Чарльз, семнадцатилетний сын строгих родителей, заставляющих его выполнять домашнюю работу, признался мне: «Когда моих родителей пет дома, я не могу заставить себя оторваться от экрана телевизора. Я настолько привык к тому, что они заставляют меня делать мою домашнюю работу, что я не могу найти внутри себя силы заставить себя ее сделать, когда родителей нет дома».
Здесь я не могу не вспомнить патетическое воззвание, намаранное губной помадой на зеркале в ванной детоубийцей Уильямом Эйренсом из Чикаго после того, как он убил очередную жертву: «Ради всех святых! Поймайте меня, пока я не убил еще».
Большинство родителей на курсах Р.Е.Т. никогда раньше не имели возможности взглянуть критическим взором на такие результаты своей «строгости». Большинство из них уверены, что делают то, что и положено делать родителям — применять свою власть. Между тем, как только мы знакомим их с результатами применения Метода 1. редко кто из них не соглашается с истинностью приведенных рассуждений. В конце концов, родители некогда были детьми и сами развивали в себе такие же привычки справляться с родительской властью.
Почему неэффективен Метод 2
Что значит для ребенка расти в семье, где он обычно побеждает, а его родители проигрывают? Какое влияние на детей оказывает то обстоятельство, что они постоянно добиваются своего? Очевидно, что эти дети будут отличаться от тех, кто воспитывался в семьях, где основным способом разрешения конфликтов был Метод I. Дети, которым позволено поступать по-своему, не будут такими же враждебными, зависимыми, агрессивными, покорными, приспосабливающимися, угодливыми, замкнутыми и т.д. Они не развили в себе привычек справляться с родительской властью, так как у них в этом не было необходимости. Метод 2 побуждает ребенка употреблять свою власть над родителями с целью победы за их счет.
Такие дети учатся тому, как использовать для обуздания родителей кратковременные вспышки гнева; как заставить родителя почувствовать себя виноватым; как говорить родителям дерзкие, унижающие вещи. Такие дети нередко бывают буйными, неконтролируемыми, неуправляемыми, импульсивными. Они усвоили, что их запросы намного важнее запросов других. Они зачастую тоже лишены внутренних регуляторов своего поведения, а потому вырастают эгоцентричными, эгоистичными, капризными.
Эти дети часто не уважают чужие собственность и чувства. Жизнь для них — это «брать, брать и брать». На первом месте — «Я». Такие дети редко бывают хорошими помощниками по дому.
Они часто испытывают серьезные трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Другие дети не любят избалованных и капризных и стараются избегать их общества. Дети из семей с преобладанием Метода 2 так привыкают добиваться своего в отношениях с родителями, что пытаются проводить этот принцип и в отношениях с ровесниками.
Эти дети также часто испытывают трудности с адаптацией к школе — учреждению, где явно доминирует Метод 1. Дети, привыкшие к Методу 2, испытывают внезапный удар, когда вступают в мир школы и обнаруживают, что большинство учителей приучены разрешать конфликты по Методу 1, пользуясь всей широтой своих полномочий.
Возможно, наиболее серьезным последствием Метода 2 является то, что в детях часто вызревает глубокое чувство неуверенности в любви к ним со стороны родителей. Такую реакцию легко понять, если учесть, как должно быть трудно родителям чувствовать себя любящими и одобряющими по отношению к ребенку, который постоянно побеждает. В Методе 1 неприязнь исходит от ребенка к родителю; в Методе 2 — от родителя к ребенку. Ребенок Метода 2 чувствует, что родители нередко раздражены, обижены и сердиты на пего. Когда впоследствии он получает такие же сообщения от сверстников и, возможно, других взрослых, он с неизбежностью начинает чувствовать себя нелюбимым — ив этом чувстве есть доля правды, так как зачастую он действительно не любим другими.
Хотя некоторые исследования и показывают,-что дети из семей Метода 2 чаще обладают творческими способностями, чем дети из семей Метода 1, родители платят слишком высокую цену за то, что у них такие творчески одаренные дети; нередко они их терпеть не могут.
В семьях Метода 2 на долю родителей выпадают тяжкие страдания. Именно от родителей из таких семей мне приходилось нередко слышать следующее:
«Он почти всегда добивается своего, и им просто невозможно управлять».
«Я т,ак радуюсь, когда дети уходят в школу и я могу немного побыть в покое».
«Быть родителем — это такая ноша! Все свое личное время я посвящаю только им».
«Признаюсь, что иногда я их просто не могу выносить, и тогда мне приходится куда-нибудь уходить».
«По-моему, они не понимают, что у меня тоже есть своя жизнь».
«Иногда — грешно, конечно, так говорить — у меня возникает желание утопить их или передать кому-нибудь другому».
«Мне так стыдно, когда приходится куда-нибудь с ними выйти или когда к нам приходят гости и видят этих детей».
Осуществление родительских обязанностей по Методу 1 редко приносит родителям радость. Как это печально: воспитывать детей, которых ты не способен любить или с которыми ты ненавидишь общаться!
студенческий портал БНТУ