Станки, передавая поршень друг другу, обтачивают, сверлят, шлифуют, взвешивают его, потом лудят, моют, покрывают смазкой и, наконец, упаковывают в коробки.
Поршень должен быть сделан с большой точностью. Поэтому на заводе-автомате почти у каждого станка есть свой автомат-контролер. Если поршень окажется негодным, он выбросит его из потока. Если какой-либо станок начнет неправильно один за другим обрабатывать поршни, над ним загорится красный сигнал: здесь нужна помощь человека, чтобы наладить станок.
Во всех случаях, когда возникают неполадки, станки сигналами подзывают к себе наладчиков.
На этом заводе на каждого рабочего выпускается в девять раз больше поршней, чем на обычном заводе, а стоимость поршня здесь в три раза меньше! .
Таких заводов-автоматов в нашей стране пока мало. Недавно начали работать еще два. Один изготовляет шарикоподшипники, другой — лемеха и отвалы для тракторных плугов. Но с каждым годом число заводов-автоматов будет расти. И они станут не только делать части машин, но и перерабатывать нефть, изготовлять искусственный шелк и синтетический каучук, целлюлозу и многое другое.
Мы уже говорили об автоматах на сельскохозяйственных машинах. Это все довольно простые устройства, выполняющие несложную работу. Но в сельское хозяйство приходят и сложные автоматические агрегаты. Они, подобно заводским, могут сами выполнять целый ряд работ.
Совершенная автоматика создана для помола зерна. В Москве, рядом со зданием Института зерна, разместился шестиэтажный корпус первой автоматической мельницы.
Здесь посетителя прежде всего удивляет почти полное безлюдье. На каждом этаже один два человека. И, несмотря на это, мельница работает на полный ход: шумят размольные станки, шуршит в транспортерах зерно.
Необычной кажется и царящая здесь чистота. Мучной пыли нет.
Все управление мельницей сосредоточено на одном пульте.
По проекту инженера-изобретателя В. А. Мелешина в нашей стране строятся заводы-автоматы, изготовляющие сливочное масло. На этих заводах коренным образом изменен способ приготовления масла. Оно не сбивается из сливок, как это делалось многие тысячелетия, а получается из молока, пропущенного через два сепаратора. Из последнего сепаратора вытекают сливки, имеющие такую же жирность, как и масло. После охлаждения они отвердевают и превращаются в настоящее масло.
На всем пути превращения молока в масло к нему не прикасаются руки человека. Не нужны они и для привода в движение механизмов нового завода. Здесь они заменены электрическими двигателями. На заводе-автомате масло изготовляется в два — три раза быстрее, чем старым способом. За час он может дать полтонны масла и при этом занимает площадь в шесть раз меньшую, чем обычный маслодельный цех.
Таких маслозаводов-автоматов в нашей стране уже много; придет время, и их можно будет увидеть и в колхозах.
В будущем машины-автоматы появятся и на полях. Они будут обрабатывать почву, сеять, убирать урожай.