Вечером заиграла в колхозном клубе радиола, и загорелые девушки и парни закружились на зеленой лужайке. Малыши на велосипедах неутомимо носились взад и вперед. Все говорило о том, что люди живут здесь в достатке.
И действительно, в прошлом году доход колхоза «Знамя Октября» составил миллион двести тысяч рублей. На трудодень колхозники получили немало денег, зерна и овощей.
К клубу стали подходить пожилые женщины. Они степенно занимали первые ряды. Пришли они поговорить о воспитании детей.
Первой взяла слово Ольга Сергеевна Тихонова, директор школы,
Ольга Сергеевна рассказала о занятиях по труду,
— Бывает и так,— сказала тов. Тихонова.— Иной матери свои дети кажутся особенными, не такими, как все. А ребята это сразу чувствуют и вместо того, чтобы приучаться к труду, начинают от него увиливать, Одна школа здесь ничего не сделает без помощи родителей. Если ребята уклоняются от работы на пришкольном участке, то они и дома плохие помощники. Вот пример с Виктором Макаровым, учеником шестого класса.
Однажды, когда мы с учащимися по просьбе колхоза выполняли полевые работы, Виктор отказался. Я, говорит, не буду морковку пропалывать: это дело девчонок.
Но какое любимое дело Виктора? Оказывается, за целый день для него такого дела не находится. Он не любит ни окапывать деревья, ни подрезать кустарник. Вообще у него нет любимой работы, он не хочет ничего делать. А ведь только в повседневном труде человек находит свое счастье!
— Да, это так,— соглашается колхозница Пелагея Семеновна Ведихина, мать пятерых детей.— К чему сразу не приучишь, потом доучивать уже поздно. Я о себе расскажу. Трудно мне было. Даже и не думала, что выращу одна детей. Когда подрос мой старший парнишка, он пошел работать в колхоз — на лошади ездил. Настояла я, чтобы он учебу не бросал. Потом, когда годы вышли, пошел учиться на тракториста. А после этого поступил на завод, чтобы самому трактора собирать. И мне, матери, от него помощь. Дочь моя Антонина пошла работать
на завод. Две дочери работают в колхозе, а сын Анатолий еще учится. Мне кажется, я правильно воспитала своих детей,
— Многое зависит от матери,— сказала Александра Ивановна Пожарская,
-Я вот о себе скажу. Дочь у меня Тоня в десятом классе училась, а работы не боялась. Прошлым летом в свои каникулы выработала в колхозе сто тридцать пять трудодней. А сын Владимир тридцать трудодней заработал. Мы, родители, должны заниматься своими детьми, воспитывать их и школе помогать.
Сначала женщины стеснялись, так как в клубе собралось много народу, но постепенно они разговорились. Попросила слова и Евдокия Ивановна Митрофанова, вырастившая четверых детей,
— Мы забываем самое главное,— начала она.
— Жизнь у нас в колхозе наладилась, стали ежемесячно авансировать. Теперь многие, кто уехал, обратно в колхоз возвращаются. Вот почему и наши ребята в селе остаются. Здесь всем работа найдется. Работая в колхозе, можно и дальше образование повышать. Мать всегда должна суметь направить своих детей. Она первая отвечает за их воспитание.
На середину зала вышла доярка Клавдия Смирнова. У нее трое взрослых детей. Две старшие дочери, Женя и Валя, вместе с ней работают на ферме доярками, а третья, хоть и учится еще в школе, всегда может подменить любую из своих сестер или мать на работе.
— Как хотите,— сказала Клавдия Смирнова,— если дочери выросли белоручками, то в первую очередь родители сами виноваты. А начинается это с маленького. Собирается мать на работу, а дочь спит, мать ее не будит, дома работать не заставляет: мол, еще маленькая она у меня, подрастет, умней станет! А дочь подрастает и становится лодырем. Мои девочки не побоялись труда, не посчитали для себя зазорным пойти работать на ферму, А ведь Валя кончила восемь классов! Думает в вечерней школе десятилетку кончать.
Слово взяла телятница Ольга Крестьянинова.
— Мы говорим о том, что нас всех волнует,— начала она,— Хорошо сейчас прийти в свой клуб. Играет музыка, привозят кинокартины. Молодежи есть где повеселиться и потанцевать. А ведь уходила молодежь в город потому, что в деревне было скучно. Моя жизнь прошла на виду у всех. Детей у меня четверо, поблажек я им не давала. Дома у меня каждый знал свою работу. Маленькими были — траву для коровы рвали, а подросли — я им работы прибавила. А теперь вместе со мной трудиться начали.
— В нашем колхозе,— сказала Клавдия Тихомирова,— нет детей-белоручек. Все помогают в семьях, принимают участие в колхозной жизни. Они знают, что мы для них хорошую жизнь строим. Вот клуб новый недавно построили, открыли ясли и детский сад, сейчас заканчиваем мостить дорогу. Пройдет еще немного времени — и нельзя будет узнать нашу деревню Сновицы. Около клуба разобьем сквер, построим новое здание правления колхоза.
За полночь затянулся разговор о воспитании детей.
Владимирская область.
самые лучшие салаты на день рождения только на сайте povar.ru