Это упражнение «взрослеет» вместе с малышом, поскольку его можно усложнять и дополнять новыми условиями. В качестве примера приведем такой вариант. Подбирайте ряд из четырех предметов таким образом, чтобы в нем не было однозначного ответа, например: бабочка, синица, гусеница и вертолет. Здесь «лишним» может считаться и вертолет (неживой), а может и гусеница (не умеет летать). Еще несколько подобных рядов:
комод, кресло, шкаф, чемодан — лишние: чемодан (не мебель) и кресло (в него нельзя убирать вещи); змея, ящерица, лягушка, осьминог — лишние: осьминог (живет только в воде) и змея (у нее нет ног); репка, дед, бабка, Иван-царевич — лишние: репка (не человек) и Иван-царевич (его нет в сказке про репку); кошка, собака, медведь, курица — лишние: курица (не зверь, а птица) и медведь (не является домашним животным). Время от времени называйте сразу «лишнее» звено, а ребенка просите дать объяснение. Так вы привьете малышу понимание того, что правильное объяснение важнее, чем правильный ответ.
«Поиск закономерностей»
Возьмите восемь картинок, которые должны разделиться по выделенным признакам на две равные группы, например: шуруп,рулон ткани, молоток, доска, отвертка, пила, гвоздь, ножницы. Перечисленные предметы относятся к двум разным классам — инструменты и материалы, для которых они применяются. Ребенок должен самостоятельно или с вашей подсказкой уяснить объединяющий принцип для каждой группы и соответствующим образом разложить карточки — инструменты в одну сторону, материалы в другую. Попробуйте и такой вариант. Дайте ребенку три пары картинок, скажем, из предыдущего задания: молоток — гвозди, пила — доска, ножницы— отрез ткани, а потом, добавьте одно «непарное» изображение — отвертку. Малыш должен подумать и назвать недостающий элемент пары (шуруп).
лук, яблоко, морковь, капуста, груша, банан, редис f клубника (овощи и фрукты); корневая система дерева.рука, ветки, ствол, нога, глаз, листья, ухо (части дерева и тела человека); меховая шапка, каска пожарного, кепка, шляпа, строительная каска, косынка, космический шлем, поварской колпак (обычные и профессиональные головные уборы)свеча и коробок спичек, фонарик и батарейка, светильник и ? (выключатель);
Все разновидности данного упражнения учат детей угадывать закономерности.
Советуем посетить сайт http://vashezdravie.ru