Развитие детской речи проходит в определенной последовательности. Большую роль в формировании механизма произношения играет лепет, который появляется у ребенка к концу первого полугодия жизни. Необходимо всемерно поощрять инстинктивное стремление ребенка к лепету — «подбрасывать» ему для подражания четкие звуковые сочетания, наиболее частые в русском языке. Если ребенок долго не начинает лепетать или лепет преждевременно прекратился, надо срочно проверить слух младенца, так как это иногда является первым признаком ранней глухоты.
В два — три года ребенок уже говорит, не всегда четко, не все может высказать, но с окружающими в основном общается с помощью членораздельной речи. Если к этому возрасту ребенок не научился говорить, произносит всего несколько слов, особенно если он плохо понимает то, что ему
говорят,— это сигнал о неблагополучии. Здесь нужна неотложная помощь врача-специалиста.
Необходимо иметь в виду, что неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.
В раннем детстве все косноязычат, то есть неправильно, нечетко произносят отдельные звуки. Постепенно произношение отрабатывается, становится правильным. Недостатки произношения бывают очень разнообразны. При разговоре с ребенком надо учитывать особенности его произношения. Так, если малыш говорит нечетко, взрослым следует старательно отчеканивать звуки. Если ребенок торопится, надо говорить с ним замедленно. Иногда замечается какая-то скованность речи, будто «язык с трудом ворочается во рту». В таких случаях родителям рекомендуется говорить несколько быстрее.
Некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Важно во-время обратить внимание на этот недостаток и в собственной речи следить за четкостью произношения именно этих звуков.
Потрясения нервной системы неблагоприятно отражаются и на речи детей. Поэтому исключительно большое значение имеет ровное, спокойное, доброжелательное отношение к ним окружающих. Необходимо ограждать ребенка от всяких насмешек и передразниваний. Окрики, угрозы, наказания с целью заставить правильно говорить, отучить от дурной привычки проглатывать звуки дают обратные результаты: речь ухудшается, недостатки в ней закрепляются, ребенок становится озлобленным, запуганным.
Несдержанность взрослых, частые ссоры в семье вредно отражаются на нервной системе детей и могут явиться причиной заикания. Оно появляется обычно в возрасте двух с половиной — четырех лет, когда только складываются и развиваются навыки речи. Отдельные, неярко выраженные признаки будущей тяжелой болезни: небольшая запинка, повторения первых слогов, неуместный разрыв слов,
нетерпеливый жест, легкое покраснение — могут на первых порах остаться незамеченными. В этом кроется опасность, поскольку заикание в отличие от косноязычия со временем приобретает все более тяжелый и сложный характер. Мимолетные заминки превращаются в тягучую задержку произношения, беглая гримаска, нетерпеливый жест часто повторяются, становятся уродливыми. Связанные с заиканием мучительные переживания, которые еще более усиливаются из-за насмешек сверстников и неразумных окриков старших, порождают непреодолимое чувство страха перед необходимостью говорить.