«Мыслю – значит, существую», - изрёк древний философ. «Чувствую – значит, живу», - уточнил спустя века великий Шекспир. Научить полноценно жить – основная задача родителей на раннем этапе развития.
Искусство слышать, видеть, осязать и воспринимать называется сенсорикой. Педагогические светила называют детский возраст до 4-х лет «золотой порой» на которое приходится сенсорное воспитание детей. Это обеспечит умственное, эстетическое, физическое развитие малыша. Взрослея, ребёнок сталкивается с многообразием форм и образов внешнего мира. Познание начинается с игрушек и вещей домашнего обихода, далее подключаются зрительные образы, предметы искусства – всё это улавливается, анализируется, складывается в общую картину с чёткой иерархией по разным признакам – форме, цвету, размеру, затем жанрам, способам передачи. Малыш и сам способен уловить отличия, однако самостоятельный путь даст лишь хаотичные, поверхностные представления. Задача взрослых – систематизировать, уточнить, углубить эти знания, а порой и попросту обеспечить встречу чада с прекрасным.
Этапы взращивания маленького человечка условно можно разделить на следующие: до года – обогащение впечатлениями. Малыш должен следить за игрушками, брать их руками, пробовать на зуб, гладить предметы с разной на ощупь поверхностью и температурой. Второй этап длится до 2-3 лет жизни: научите кроху различать цвет, форму и величину предметов. Начните с осязаемых – большие и маленькие кубики, разноцветные мячики, кошка и котёнок. Постепенно подведите к визуальному восприятию: на картинке разные предметы, объясните их различие. К четвертому году жизни при успешном сенсорном развитии ребёнок должен уметь словами объяснить нюансы – формы, величины, сравнение в ряду аналогичных предметов, оттенки цвета. Малышу следует преподавать навыки аналитического мышления: группировать предметы по схожим признакам – цвету, фигуре, величине.
Александра ОРЛОВА