Многие родители спрашивают: «Я вижу, какие чудеса творит активное слушание с детьми трех-четырех и более лет, но можно ли его применить в отношении детей, которые еше не научились не только говорить, но и ходить?»
Или: «Теперь я понимаю, что необходимо доверять внутренней способности детей самостоятельно решать свои собственные проблемы и лишь поддерживать их активным слушанием. Но маленькие дети не обладают навыками решения проблем, а потому не наш ли долг решать большую часть их проблем за них?»
Неправильно полагать, что активное слушание эффективно лишь в отношении детей, которые уже умеют говорить.
Просто использование активного слушания в отношении маленьких детей требует кое-каких дополнительных знаний о невербальном общении и о том, как эффективно реагировать на невербальные сообщения, посылаемые маленькими детьми. Кроме того, родители очень маленьких детей зачастую полагают, что раз их дети почти целиком зависят от взрослых, то, стало быть, они мало способны к тому, чтобы вырабатывать свои собственные решения тех проблем, с которыми сталкиваются в этот ранний период своей жизни. Это мнение тоже неверно.
Что собой представляют маленькие дети?
Во-первых, маленькие тети, точно так же как чети более старшего возраста и взрослые, имеют свои потребности. У них есть и свои проблемы, связанные с удовлетворением этих потребностей. Они мерзнут, испытывают чувство голода, страдают от сырости, устают, испытывают жажду, расстраиваются, болеют. Необходимость помогать малышам в решении их проблем ставит особые задачи перед взрослыми.
Во-вторых, младенцы и очень маленькие дети во-мно-гом зависят от родителей в сфере удовлетворения своих потребностей и решений проблем, с которыми они сталкиваются. Их внутренние ресурсы и способности весьма ограничены. Еше не было случая, чтобы младенец зашел в кухню, открыл холодильник и налил себе стакан молока, даже если он очень голоден.
В-третьих, у малышей еше почти не развита способность сообщать о своих нуждах посредством вербальных символов. У них еще нет языка, с помощью которого они могли бы делиться с другими своими проблемами и потребностями. Большую часть времени родители практически не знают о том, что происходит внутри детей, еще не научившихся говорить, — ведь те не могут им сказать, что нуждаются в заботе или что, допустим, у них болит живот.
В-четвертых, малыши зачастую сами не «знают», что их беспокоит. Причина этого в том. что большинство их потребностей являются чисто физиологическими (голод, жажда, боль и т.д.). Ввиду отсутствия или недостаточного развития познавательных и языковых навыков они не могут четко обрисовать те проблемы, с которыми сталкиваются.
Поэтому помощь малышам в удовлетворении их потребностей и решении их проблем несколько отлична от помощи более старшим детям. Однако разница не столь велика, как считают большинство родителей.