Передача «унижающего сообщения»

Рейтинг  
0 комментариев
Передача «унижающего сообщения» ребенок

Каждому известно, что значит чувствовать себя униженным сообщением, содержащим порицание, критику, насмешку, осуждение или посрамление. Между тем в своем противостоянии детям родители в значительной мере полагаются именно на такие сообщения. «Унижающие сообщения» в большинстве своем попадают в ту или иную из следующих категорий:

1. Осуждение, критика, порицание: «Тебе следовало бы быть умнее». «Ты очень бездумная».

«Ты несносна».

«Ты самый беспечный ребенок, которого я только знаю». «Ты сведешь меня с ума».

2.
Обзывание, высмеивание, посрамление: «Ты испорченный молокосос», «Ты собираешься всю жизнь сидеть на шее у мамы с папой?», «Молодец, нечего сказать!», «И тебе не стыдно?»

3. Интерпретация, постановка диагноза, психоанализ: «Ты просто хочешь, чтобы на тебя обратили внимание». «Ты пытаешься меня рассердить».

«Ты, наверное, хочешь испытать мое терпение?» «Ты почему-то всегда приходишь играть именно в то место, где я работаю».

4. Поучение, наставление:

«Нехорошо вмешиваться в разговор взрослых». «Воспитанные дети так не поступают». «А тебе бы понравилось, если бы я сделала с тобой то же самое?»

«Ну почему бы тебе не стать чуточку лучше?»

«Поступай с другими так, как...»

«Мы всегда моем за собой посуду».

Все эти фразы являются унижающими — они ставят под сомнение моральные качества ребенка, умаляют его как личность, колеблют его самоуважение, подчеркивают его недостатки, выносят суждение о его личных качествах. Они как бы направляют на ребенка порицающий перст.

Какими могут быть следствия подобных сообщений?

1. Когда детей критикуют или стыдят, они часто испытывают чувство вины и раскаяния.

2. Дети чувствуют, что родитель несправедлив по отношению к ним: «Ведь я не сделал ничего плохого» или «Я не имел в виду ничего дурного».

3. Дети часто ощущают себя нелюбимыми, отвергнутыми: «Мама не любит меня за то, что я сделала что-то не так».

4. Дети часто реагируют на такие сообщения сопротивлением — они начинают упорствовать в своем поведении. Перестать совершать действия, раздражающие родителя, означало бы признать справедливость порицания или оценки со стороны родителя. Типичные реакции детей звучат примерно так: «Никто никому не мешает» или «Ничего с твоей посудой не случится».

5. Дети часто реагируют по принципу бумеранга: «Ты и сама, наверное, не всегда была такой аккуратной», «Просто ты устал и потому злишься», «Ты всегда ворчишь, когда приходят гости», «Дома я хочу чувствовать себя, как дома, а не как в музее».

6. Такие сообщения вызывают в ребенке чувство его несостоятельности. Они уменьшают его самоуважение.

Унижающие сообщения могут оказывать разрушительное влияние на развивающееся представление ребенка о самом себе. Ребенок, «обстреливаемый» сообщениями, умаляющими его достоинство, учится относиться к самому себе как к негодному, дурному, никчемному, бездумному, невнимательному, «тупому», несостоятельному, неприемлемому и т.д. Поскольку низкая самооценка, сформированная в детстве, имеет тенденцию удерживаться и в зрелые годы, унижающие сообщения сеют семена будущих жизненных неудач.

Вот так родители изо дня в день способствуют разрушению «эго», или самоуважения, своих детей. Подобно каплям воды, точащим скалу, эти ежедневные сообщения постепенно, почти незаметно, оставляют на детях свой разрушительный след.

Родительские слова могут быть и созидательными. Большинство родителей, узнав о разрушительном влиянии унижающих сообщений, горят желанием овладеть более эффективными способами противостояния детям. На наших курсах еще не было ни одного родителя, который бы сознательно хотел уничтожить самоуважение своего ребенка.

Самые невероятные и креативные прически на шоу 2012 Korean Hair Collection в Сеуле. Это надо видеть!
0 комментариев