В системе Р.Е.Т. эти два подхода к разрешению конфликтов называются просто Метод 1 и Метод 2. Каждый из них предполагает, что один человек побеждает, a ipy гой проигрывает; одному удается настоять на своем, а другому — пет.
Вот как действует Метод I во взаимоотношениях родителей и детей. Родитель и ребенок сталкиваются с ситуацией конфликта потребностей. Родитель находит решение. Он объявляет его и надеется, что ребенок примет это решение. Если ребенку не нравится решение, родитель для начала может прибегнуть к убеждению, пытаясь повлиять на ребенка так, чтобы тот принял его решение. Если убеждение не помогает, родитель обычно пытается получить согласие с помощью силы и власти.
Приводимый ниже конфликт между отцом и его двенадцатилетней дочерью был разрешен по Методу 1. ДЖЕЙН: Пока. Я в школу.
ОТЕЦ: Дорогая, на улице дождь, а ты не надела плащ. ДЖЕЙН: Мне он не нужен.
ОТЕЦ: Не нужен! Ты промокнешь и загубишь свою одежду или простудишься.
ДЖЕЙН: Дождь не такой сильный. ОТЕЦ: Очень сильный.
ДЖЕИН: Нет, я не стану надевать плащ. Терпеть не могу ходить в плаще.
ОТЕЦ: Ну, дорогая, ты же (наешь, что тебе в нем будет теплее и суше. Пожалуйста, пойди и надень его.
ДЖЕЙН: Ненавижу этот плащ! Не надену его!
ОТЕЦ: Ну-ка, вернись в свою комнату и сейчас же надень плащ! Я не разрешаю тебе идти в школу без плаща!
ДЖЕИН: Но мне он не нравится...
ОТЕЦ: Никаких <-но»! Если ты его не наденешь, нам с мамой придется тебя выдрать.
ДЖЕЙН (сердито): Ну хорошо — твоя взяла! Я надену этот дурацкий плащ.
Папа добился своего. Его решение — что Джейн должна надеть плащ — взяло верх, хотя Джейн этого не хотела. Родитель победил, а Джейн проиграла. Джейн вовсе не обрадовалась такому решению, но ей пришлось сдаться перед лицом родительской угрозы применить силу (наказание).
А вот как действует Метод 2.
Родитель и ребенок сталкиваются с ситуацией конфликта потребностей. У родителей может быть, а может и не быть заранее найденного решения. Если оно у него есть, он может попытаться убедить ребенка принять его. Становится очевидно, что у ребенка есть свое собственное решение и что он пытается убедить родителя принять это решение. Если родитель сопротивляется, ребенок может попытаться применить свою силу для получения согласия со стороны родителя. В конечном счете родитель сдается.
В конфликте с плащом Метод 2 сработал бы так.
ДЖЕИН: Пока. Я в школу.
ОТЕЦ: Дорогая, на улице дождь, а ты не надела плащ. ДЖЕИН: Мне он не нужен.
ОТЕЦ: Не нужен! Ты промокнешь и загубишь свою одежду или простудишься.
ДЖЕЙН: Дождь не такой сильный.
ОТЕЦ: Очень сильный.
ДЖЕЙН: Нет, я не стану надевать плащ. Терпеть не могу ходить в плаще.
ОТЕЦ: Я хочу, чтобы ты его надела.
ДЖЕЙН: Ненавижу этот плащ! Не надену его! Если ты будешь и дальше меня заставлять, я на тебя разозлюсь.
ОТЕЦ: Сдаюсь, сдаюсь! Иди в школу без плаща, не хочу больше с тобой спорить — ты победила.
Джейн сумела настоять на своем — она победила, а Ье родитель проиграл. Вряд ли отец был удовлетворен окончательным решением, но он сдался перед угрозой Джейн применить свою силу (в данном случае — разозлиться на него).
Метод 1 и Метод 2 имеют много общего, хотя результаты их совершенно различны. В обоих случаях каждый хочет настоять на своем и пытается убедить другого принять его решение. Позиция каждого лица в том и другом методах звучит так: «Я хочу, чтобы было по-моему, и я собираюсь бороться за это». В Методе 1 родитель невнимателен и безразличен к потребностям ребенка. В Методе 2 ребенок невнимателен и безразличен к требованиям родителя. В том и другом методах кто-то остается побежденным и обычно злится на другого за поражение. Оба метода включают в себя борьбу за власть, и противники не стесняются воспользоваться своей силой и властью, когда чувствуют, что это необходимо, чтобы победить.