Многих родителей отпугивает то, что решение проблем может требовать слишком много времени. Мистер У., страшно занятой чиновник, и без того едва справляющийся со своими служебными обязанностями, заявляет: «Я просто не смогу выкраивать время на то, чтобы садиться и уделять по часу каждому из своих детей всякий раз, когда возникает конфликт. Рекомендуем так же читать этот Сайт для родителей о детях. С моей стороны это было бы непозволительной тратой времени!» Миссис Б., мать пятерых детей, восклицает: «Да я просто не буду справляться с работой по дому, если начну использовать Метод 3 с каждым из своих пятерых!»
Нельзя отрицать, что Метод 3 действительно требует времени.
Сколько именно, зависит от характера проблемы и от готовности родителя и ребенка искать беспроигрышное решение. Вот несколько выводов из опыта родителей, добросовестно старавшихся следовать Методу 3.
1. Многие конфликты надуманны или представляют собой «горячие» проблемы, и тогда на их разрешение уходит не более десяти минут.
2. Некоторые проблемы требуют больше времени — это, в частности, проблемы карманных денег, домашних обязанностей, пользования телевизором, времени отхода ко сну. Однако решенные по Методу 3, они, как правило, больше не возникают. В отличие от решений по Методу 1, решения по Методу 3 являются долговечными.
3. Используя Метод 3, родители в конечном счете экономят время, поскольку им уже не приходится тратить его на напоминания, принуждение, контроль и выговоры.
4. Когда семья впервые вводит у себя Метод 3, сеансы с его использованием обычно отнимают больше времени, чем последующие, так как дети (и родители) еще не имеют опыта применения нового метода и дети могут не доверять добрым намерениям родителей («Что это за новый метод контроля за нами вы собираетесь учредить?») или, наконец, по той причине, что во всех еще живет привычка рассматривать конфликты с точки зрения «победить — проиграть» («Я должен настоять на своем»).
Пожалуй, наиболее значимым результатом использования беспроигрышного метода — результатом, которого я не ожидал и который обеспечивает максимальную экономию времени, является то, что по истечении определенного срока конфликты попросту начинают возникать крайне редко.
«Создается впечатление, что мы исчерпали проблемы, подлежащие решению», — сообщила нам одна мама меньше чем через год по окончании курсов.
Другая мама в ответ на мой запрос прислать несколько примеров использования Метода 3 в их семье, написала: «Мы готовы откликнуться на вашу просьбу о фактическом материале, но в последнее время у нас возникает слишком мало конфликтов, чтобы как следует практиковать Метод 3».
В минувшем году в моей собственной семье произошло так мало серьезных конфликтов между родителями и детьми, что в настоящий момент я, пожалуй, не смогу вспомнить ни одного, тем более что все проблемные ситуации удавалось решить без особых усилий, не давая им перерасти в собственно «конфликты».
Я ожидал, что конфликты будут возникать снова и снова год за годом, и уверен, что большинство родителей на курсах Р.Е.Т. ожидали того же. Почему же тогда они идут на убыль? Размышления на эту тему привели меня к следующим выводам: Метод 3 ведет к формированию принципиально иной позиции детей и родителей по отношению друг к другу. Зная, что родители отказались от использования власти для претворения своих решений — для победы за счет пренебрежения интересами детей — последние чувствуют себя избавленными от необходимости проявлять излишнее упорство в отстаивании своих собственных интересов или восставать против родительской власти. В результате непримиримые столкновения интересов исчезают практически полностью. Дети становятся более сговорчивыми — интересы родителей начинают значить для них не меньше, чем собственные. Когда у ребенка возникает какая-либо потребность, он открыто высказывает се, и его родители ищут способы к ней подстроиться; когда потребности возникают у родителей, они открыто высказывают их, и теперь уже ребенок ищет способы к ним подстроиться. Если той или другой стороне подстроиться трудно, обе рассматривают такую ситуацию как подлежащую решению проблему, а не как борьбу до победного конца.
И еще происходит вот что: родители и дети начинают пользоваться методами предотвращения конфликта. Дочь-подросток оставляет в дверях записку, призванную напомнить се отцу, что сегодня вечером ей потребуется автомобиль. Или она заблаговременно спрашивает у родителей, как они отнесутся к тому, если она пригласит на ужин свою подружку. Заметьте, что девочка не просит разрешения; испрашивание родительского разрешения — это схема, характерная для Метода 1 и подразумевающая, что родители могут отказать в разрешении. В рамках Метода 3 ребенок сообщает следующее: «Я хочу заняться своим делом, если только не узнаю, что это может помешать вам заняться своим».