Исследования показывают наличие прямой взаимосвязи между тем, насколько люди терпимы к другим, и тем, насколько они терпимы к себе. Человек, терпимо относящийся к себе как к личности (одобряющий себя), как правило, терпим и к другим людям. Те же, кто слишком критически относятся к себе, обычно не могут терпеть недостатки других людей.
Родитель обязательно должен задать себе следующий нелицеприятный вопрос: «Насколько я нравлюсь себе таким, какой я есть?»
Если честно данный ответ укажет на недостаток терпимости к себе как к личности, родитель должен пересмотреть свою собственную жизнь, чтобы найти способы получения удовлетворения от своих достижений.
Люди с высокой самооценкой и высокой степенью терпимости к себе, как правило, плодовиты на достижения и свершения: они используют свой собственный потенциал, реализуют свои собственные таланты; это созидатели и делатели.
Родители, удовлетворяющие свои собственные потребности путем самостоятельных плодотворных усилий, не только терпимы к себе, но и не нуждаются в том, чтобы испытывать дополнительное удовлетворение от поведения своих детей. Они не нуждаются в том, чтобы их дети соответствовали каким-либо выработанным ими стандартам. Родители с высоким самоуважением, базирующимся на прочном фундаменте их собственных самостоятельных свершений, более терпимы к своим детям и к тому, как те себя ведут.
С другой стороны, если у родителя мало или нет источников удовлетворения и самоуважения в его собственной жизни и он вынужден чрезмерно полагаться на получение удовлетворения от того, как другие оценивают его детей, он, скорее всего, не будет терпимым к своим детям — особенно к тем видам их поведения, которые, как он опасается, могут заставить его выглядеть в чужих глазах плохим родителем.
Такому родителю, полагающемуся, так сказать, на «косвенное самоодобрение», важно, чтобы его дети вели себя каким-либо определенным, «положенным» образом. И он, скорее всего, будет нетерпим к ним и недоволен ими, если их поведение будет расходиться с его стандартом.
Воспитание «хороших детей — отлично успевающих в школе, пользующихся уважением у сверстников, физически развитых и т.д. — превратилось для многих родителей в символ высокого социального статуса. Им «необходимо* гордиться своими детьми; им необходимо, чтобы их дети вели себя так, чтобы они выглядели в чужих глазах хорошими родителями. В некотором смысле такие родители используют своих детей, чтобы испытывать чувство гордости и самоуважения. Ксли у родителя нет другого источника, откуда он может черпать самоуважение, — что, к несчастью, относится ко многим матерям в Америке (и к некоторым отцам тоже), чья жизнь сводится к воспитанию «хороших» детей. — он поневоле попадает в зависимость от детей, что делает его вечно озабоченным и нуждающимся в том, чтобы его дети вели себя таким-то или таким-то образом.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ДЕТИ?
Многие родители оправдывают свои усилия по формированию детей согласно некоему заранее установленному образцу следующими соображениями: «Но ведь они, в конце концов, мои дети?» и «Разве родители не имеют право влиять на своих собственных детей так, как считают нужным?» Родитель, воспринимающий ребенка как свою собственность и поэтому чувствующий себя вправе формировать того по своему усмотрению, скорее всего, будет нетерпим к поведению ребенка, отклоняющемуся от заданной нормы. Родитель, рассматривающий ребенка как вполне независимую — и даже очень несхожую с ним самим — личность, которая отнюдь не «принадлежит» родителю, неизбежно будет более терпим к поведению ребенка, так как в данном случае отсутствует какая-либо заданная норма, от которой бы оно могло отклоняться. Такой родитель с большей готовностью принимает как должное уникальность своего ребенка, он в большей степени склонен позволять ребенку становиться таким, каким тот генетически способен стать.
Терпимый, или одобряющий, родитель охотно позволяет ребенку разрабатывать свою собственную жизненную «программу»; менее же терпимый родитель ощущает потребность программировать жизнь ребенка за него самого.