«До женитьбы у меня было шесть теорий о том, что представляет собой воспитание и развитие детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории», - гласит шутливый афоризм Джона Уилмота. На самом деле теорий физического и нравственного взращивания наследников множество, почерпнём универсальные правила.
Осязать
Прикосновения, объятья, касания – важное свидетельство любви и близости с ребёнком. Американские исследователи утверждают, что в день требуется не менее 12 объятий – искренних и доброжелательных.
Хвалить, а не ругать
Педагоги советуют не зацикливаться на негативных реакциях, напротив, мотивировать ребёнка похвалой. Однако от одёргиваний и наставлений не убежать, если они необходимы, контролируйте формулировки: «Разбрасывая вещи, ты поступаешь нехорошо» или «Мне не нравится, когда ты капризничаешь». Акцент – на поведении ребёнка, а не на его персоне. Крайне нежелательные формулировки – «вечно у тебя всё не так», «ничего путного из тебя не вырастет», «в кого ты такой криворукий?».
Растить лидера
Не бойтесь воспитывать в ребёнке самоуверенность, опасения вырастить зазнайку неоправданны. Когда малыш столкнётся с чем-то, превосходящим его собственные силы и возможности, он усвоит урок. Ваша родительская задача – научить его не бояться столкновений с жизнью, не отбить охоту пробовать. Снизьте дозу пугалок: «Не ходи, там опасно», «не гладь кошку, она оцарапается», «не играй со взрослыми ребятами, они обидят», - давайте без этого.
Ответственность
Жить – означает принимать на себя ответственность и заботу за других. Дети вырастают в настоящих людей, если с малолетства приучены ухаживать за питомцами, беспомощными членами семьи. Это учит принимать решения, осознавать себя взрослым и нужным.
Всему своё время
Разумеется, родителям хотелось бы, чтобы чадо обладало талантами и поражало эрудицией. Однако не стоит с двухлетнего возраста учить наследника языкам и записывать на плавание. А в более позднем возрасте – табу на насильственное «привитие» талантов и увлечений, будь то музыка или спорт. Внимание к его интересам, доброжелательный игровой настрой – хорошее подспорье в постижении «прикладных грамот».
Не указывать, а создавать
Все мы знаем, что лучший урок тот, который усвоен на собственном опыте. Дети также любят делать выводы и терпеть не могут нотации. Создавайте ситуации, погружайте в них ребёнка, чтобы он самостоятельно искал решения и анализировал, проявлял инициативу.
Наталья ГРЕБНЕВА