Музыка во всём – в агуканье младенца, в напевности материнской речи, в чириканье птиц за окном. Воспитывать в ребёнка дар слышать музыку – важное начинание. Дело не в том, что вы рассчитываете вырастить гениального пианиста или скрипача, нюанс в словах Аристотеля – музыка в ответе за развитие душевных качеств, в частности, умении замечать красоту.
Первое музыкальное воспитание детей – колыбельные песни, напевы матери и бабушки. Не лишайте малыша этого удовольствия. Следующий этап – музыкальные игрушки. Та самая карусель над кроваткой с механическим заводом, детское пианино, барабаны – искренне сочувствуем вашим ушам, но отработка чувства ритма у наследника важнее.
С 2-3-летнего возраста включайте ребёнку аудиозаписи с русскими сказками – «Бременские музыканты», «Щелкунчик», «Аленький цветочек». В разумных дозах и в чуть более позднем возрасте ставьте диски с мультфильмами, предпочтительно советского периода – они гарантированно наполнены качественным музыкальным содержанием – те же «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Мама для мамонтёнка» и т.д.
Далее вмешаются социальные институты – детский сад, студии танцев, музыкальный кружок или школа.
Желательно минимизировать влияние попсы и альтернативных музыкальных направлений с просторов Интернета – увы, это не всегда в родительских силах. По возможности включайте классику – Чайковский, Моцарт, Вивальди.
На всех этапах помните несколько важных правил. Первое: немузыкальных детей просто не бывает. Если вы ничего не сделали для развития способностей, не спешите с ярлыками. Второе: у детей разный путь музыкального развития. Если малыш подтанцовывает неуклюже, подпевает не в тон, оставьте критику при себе, дайте время – и споёт, и спляшет. Ваши союзники – время и терпение, в этой сфере количество рано или поздно перейдёт в качество.
Наталья ГРЕБНЕВА.