Сынишка постоянно выдергивает вилку из розетки. Мама очень торопится. Она говорит: «Я очень спешу, и меня очень задерживает то, что я вынуждена все время останавливать работу и вставлять вилку в розетку. Я не расположена играть, когда занимаюсь делом».
Ребенок является к столу с грязными руками и лицом. Папа: «У меня пропадает аппетит, когда я вижу всю эту грязь. Меня едва не тошнит, и я не могу нормально поесть».
Мама и папа собираются поговорить между собой о своей личной проблеме.
Ребенок крутится рядом, из-за чего они не могут начать разговор. Папа: «Мы с мамой должны обсудить с глазу на глаз одну очень важную вещь. Мы не можем этого сделать, пока ты находишься здесь».
Ребенок умоляет, чтобы его взяли в кино, хотя сам уже несколько дней не прибирался в своей комнате. Мама: «Я не очень настроена идти тебе навстречу, потому что ты нарушаешь нашу договоренность насчет комнаты. Я не люблю, когда злоупотребляют моей добротой».
Ребенок громко включил магнитофон, и это мешает беседе родителей в соседней комнате. Мама: «Мы не можем разговаривать при такой громкой музыке. И вообще, мы не выносим шума».
Ребенок пообещал выгладить салфетки к званому ужину. В течение всего дня девочка слонялась без дела. Теперь остался всего час до прихода гостей, а она так н не приступила к делу. Мама: «Я чувствую себя покинутой в беде. Я трудилась целый день, чтобы подготовиться к приему гостей, а теперь мне нужно еще и беспокоиться о салфетках».
Передача невербальных «я-сообщений» очень маленьким детям
Родители детей в возрасте до двух лет неизбежно спрашивают, как следует передавать «я-сообщения» детям, которые еще не способны понять смысл вербальных «я-сообщений».
Наш опыт говорит о том, что многие родители недооценивают способность очень маленьких детей понимать «я-сообщения». Большинство детей к двум годам уже прекрасно понимают, когда их родители чувствуют себя хорошо и когда нехорошо, когда они их одобряют и когда не одобряют, когда им нравится то. что делает ребенок, и когда нет. К этому возрасту большинство детей достаточно хорошо знают смысл таких родительских сообщений, как: «Ай, мне так больно», «Я этого не люблю» или «Мама не хочет играть», а также и таких: «Джимми не должен с этим играть», «Здесь можно обжечься» или «Это может поранить Джимми».
Очень маленькие дети, кроме того, настолько чувствительны к невербальным сообщениям, что для передачи ребенку многих своих чувств родители могут пользоваться бессловными сигналами.
Роб извивается, пока мама пытается его одеть. Мама с силой, но так, чтобы не причинить ему боль, выпрямляет ему ноги и продолжает одевать. Мама: «Я не могу одевать тебя, когда ты так вертишься».
Мэри прыгает на кроватке, и мама боится, что она собьет лампу с приставного столика. Мама снимает Мэри с кроватки и несколько раз вместе с ней подпрыгивает на полу. Мама: «Мне не нравится, когда ты прыгаешь на кроватке, но я не против, чтобы ты прыгала на полу».
Джонни медлит садиться в автомобиль, в то время как мама сильно спешит. Мама кладет руку ему на спину и отводит его в автомобиль. Мама: «Я спешу и хочу, чтобы ты сел в машину прямо сейчас».
Рэнди тянет маму за новое платье, которое она надела для вечеринки. Мама убирает его руку с платья. Она говорит: «Я не хочу, чтобы ты тянул меня за платье».
Пока папа вносит Тима в супермаркет, тот несколько раз пинает его по животу. Папа немедленно опускает Тима вниз. Папа: «Мне не нравится тебя нести, когда ты меня пинаешь .
Сью перегибается через стол и берет еду с маминой тарелки. Мама отбирает у нее свою еду и накладывает Сыо ее собственную порцию. Мама: Я хочу, чтобы у меня была своя порция еды. и мне не нравится, когда ты берешь еду с моей тарелки->.
Подобные поведенческие сообщения легко понимаются и очень маленькими детьми. Эти сообщения говорят ребенку о том, какие потребности испытывает его родитель, но в то же время они не порицают ребенка за то, что он имеет свои собственные потребности. Кроме того, совершенно очевидно, что посылая такие невербальные сообщения, родитель не наказывает ребенка.
детский сад