Мама только что справилась с решением проблемы, касающейся всех четверых ее детей. Теперь она обращается с разговором к Бонни и излагает ей суть проблемы, относящейся только к ней.
МАМА: Бонни, у меня проблема, которую необходимо разрешить, и состоит она в том, что ты слишком долго одеваешься по утрам, из-за чего мы все опаздываем, а Терри иногда не успевает на автобус; мне приходится каждый раз подниматься к тебе в комнату, чтобы помочь одеться. У меня не остается времени на то, чтобы всех накормить, я бегаю по дому, как ненормальная, и кричу на Терри, чтобы он торопился на автобус. Одним словом, это настоящая проблема.
БОННИ (с чувством): Но я не хочу, чтобы меня утром одевали!
МАМА: Ты не хочешь, чтобы тебя одевали, когда надо идти в детский сад.
БОННИ: Мне не нравится ходить в детский сад — я хочу оставаться дома и смотреть картинки в книжках, когда ты рядом и не спишь.
МАМА: Тебе больше нравится сидеть дома, чем ходить в садик?
БОННИ: Да.
МАМА: Сидеть дома и играть с мамочкой? БОННИ: Ага... играть в разные игры и листать книжки. МАМА: Ты любишь этим заниматься, но тебе редко это удается.
БОННИ: Ну да. Я так скучаю по тем играм, в которые мы играем в дни рождения, а в садике мы в них не„ играем, у нас там другие игры.
МАМА: Тебе нравятся игры, в которые вы играете в садике?
БОННИ: Ну, не очень, потому что они всегда одни и тс же.
МАЧЛ: Когда-то они тебе нравились, но теперь уже надоели.
БОННИ: Да, именно поэтому мне хочется поиграть в некоторые игры дома.
МАМА: Потому что они отличаются от тех, в которые вы играете в садике, а тебе не нравится делать одно и то же изо дня в день.
БОННИ: Да. мне не нравится каждый делать одно и то же.
МАМА: Гораздо интереснее, когда занимаешься чем-то новым.
БОННИ: Да. Например, когда занимаешься искусством. МАМА: В детском саду вы тоже занимаетесь искусством? БОННИ: Нет, мы только раскрашиваем, рисуем и вышиваем.
МАМА: Значит, главное, что тебе не нравится в садике, это однообразие, когда снова и снова приходится делать одно и то же. Ведь так?
БОННИ: Не каждый день — мы не всегда играем в одни и те же игры.
МАМА: То есть, вы не играете в одни и те же игры каждый день?
БОННИ (со вздохом): Мы играем в одни и те же игры каждый день, а иногда разучиваем новые игры —. но мне это все равно не нравится. Мне нравится быть дома.
МАМА: Ты не любишь разучивать новые игры?
БОННИ (очень раздраженно): Да...
МАМА: Но тебе нравится сидеть дома.
БОННИ (с облегчением): Да, я очень люблю сидеть дома, играть в игры и смотреть картинки, сидеть дома и спать и чтобы ты была дома.
МАМА: Только чтобы я была дома. *
БОННИ: Когда ты весь день дома, тогда и я хочу сидеть дома. Когда тебя нет, тогда я лучше пойду в детский сад.
МАМА: Похоже, ты считаешь, что мама мало времени проводит дома?
БОННИ: Очень мало. Ты все время проводишь в своей школе — у тебя и утром и вечером уроки.
МАМА: А ты бы не хотела, чтобы я так много времени проводила в школе.
БОННИ: Да.
МАМА: Тебе хотелось бы видеть меня почаще. БОННИ: Я каждый вечер вижу няню, которую зовут Сьюзен, а тебя не вижу.
МАМА: Ты бы предпочла, чтобы с тобой сидела я. БОННИ (уверенным тоном): Да.
МАМА: И ты предлагаешь, чтобы утром, пока я еще дома...
БОННИ: ...я тоже сидела дома.
МАМА: Ты хочешь оставаться дома, чтобы видеть мамочку?
БОННИ: Ага.
МАМА: Хорошо, дай мне подумать. Я обязательно должна ходить на уроки, потому что меня там ждут. Как бы нам решить эту проблему? У тебя есть соображения на этот счет?
БОННИ (помедлив): Нет.
МАМА: Я вот что думаю: может быть, мы бы могли проводить больше времени друг с другом после обеда, когда спит Рикки?
БОННИ (радостно): Это было бы здорово!
МАМЛ: Это тебя устраивает? БОННИ: Конечно!
МАМА: Тебе бы очень хотелось быть со мной наедине?
БОННИ: Да, без Рэнди, без Тэрри, без Рикки — только с тобой, чтобы мы играли и читали книжки. Но я не люблю, когда читаешь мне книжки и засыпаешь, ты всегда при этом засыпаешь, каждый раз засыпаешь.
МАМА: Да, ты права. Тогда, может быть, вместо твоего дневного сна? В последнее время ты не спишь днем, и я думаю, что, вероятно, тебе это и не нужно.
БОННИ: Я не люблю спать днем, но мы ведь говорим не об этом.
МАМА: Да, мы говорим не о твоем сне. Просто я подумала, что вместо сна... что то время, когда ты должна спать днем, мы могли бы проводить вместе.
БОННИ: Только с тобой.
МАМА: Ага. В этом случае, вероятно, тебе бы уже не так хотелось оставаться дома с утра. Как думаешь, это решило бы проблему?
БОННИ: Я даже не поняла, что ты сказала.
МАМА: Я сказала, что если бы у нас с тобой было несколько часов днем после обеда, когда бы мы могли быть вместе и делать только то, что тебе хочется, — я даже готова ради этого отложить всю работу по дому и заниматься только тобой — тогда, вероятно, ты бы ничего не имела против детского сада и с удовольствием бы ходила туда по утрам, зная, что днем ты будешь со мной.
БОННИ: Да, именно этого я и хочу. Я хочу утром уходить в детский сад, а днем, когда там тихий час, быть с тобой, и чтобы ты не занималась никакой работой и делала то, что я попрошу.
МАМА: Только то, что ты попросишь, и никакой работы по дому.
БОННИ (твердо): Никакой работы по дому.
МАМА: Что ж, может быть, тогда попробуем? Начнем прямо с завтрашнего дня?
БОННИ: Хорошо, только мы должны сделать какой-нибудь знак, иначе ты забудешь.
МАМА: Если я буду забывать, нам придется снова поработать над этой проблемой.
БОННИ: Хорошо. Но, мама, все равно ты должна нарисовать этот знак и повесить его над дверью своей комнаты, чтобы всегда помнить, и еще один повесить в кухне: когда я буду приходить домой из садика, ты всегда будешь об этом вспоминать, потому что будешь видеть этот знак. И когда будешь вставать с постели, тоже будешь вспоминать, потому что перед тобой будет этот знак.
МАМА: А иначе я могу случайно забыть и задремать или начать делать какую-нибудь работу по дому.
БОННИ: Да.
МАМА: Ладно, твоя идея мне понравилась. Я нарисую себе знак.
БОННИ: Только сделай это уже сегодня, после того как я засну.
МАМА: Ладно.
БОННИ: А потом уже можешь идти на свое собрание. МАМА: Хорошо. По-моему, мы решили проблему, не так ли?
БОННИ (радостно): Да.
Эта мама, столь успешно воспользовавшаяся Методом 3 для решения довольно типичной, но от этого не менее трудной семейной проблемы, позже сообщила нам. что Бонни перестала сопротивляться и жаловаться во время утреннего одевания. Через несколько недель девочка объявила, что лучше будет выходить играть на улицу, чем столько времени проводить с мамой. Мораль здесь такова, что достаточно было выявить реальные потребности ребенка и найти решение, соответствующее этим потребностям, чтобы проблема исчезла, как только временные потребности ребенка оказались удовлетворенными.
Обращение с детьми как со взрослыми
Являясь беспроигрышным. Метод 3 дает детям попять, что родители считаются с их интересами, доверяют их способности быть внимательными к родительским интересам, то есть относятся к ним примерно так же, как мы относимся к друзьям или партнеру по браку. Этот метод импонирует детям потому, что они любят, когда им доверяют и обращаются с ними, как с равными.
Вот какую запись предоставил нам один из выпускников курсов Р.Е.Т.:
ПАПА: Я считаю, что мы должны выработать какое-то решение по поводу времени отхода ко сну. Каждый вечер я, мама или мы оба вынуждены пилить и уговаривать тебя или даже силой заставлять ложиться спать в положенное время, то есть в восемь часов. Я всегда делаю это с большой неохотой, и мне интересно знать, как ты сама к этому относишься.
ЛОРА: Я не хочу, чтобы вы меня пилили... но я и не хочу так рано ложиться. Я уже большая девочка и, как мне кажется, имею право ложиться позже, чем Грег (брат, двумя годами младше).
МАМА: Тебе кажется, что мы обращаемся с тобой так же, как с Грегом, и что это несправедливо?
ЛОРА: Да, я ведь на два года его старше.
ПАПА: И ты считаешь, что мы должны обращаться с тобой, как с более взрослой?
ЛОРА: Конечно!
МАМА: В принципе, ты права. Но если мы разрешим тебе дольше не ложиться спать, ты начнешь стоять на голове, и тогда, боюсь, твой отход ко сну затянется на неопределенное время.
ЛОРА: Но я не собираюсь стоять на голове — лишь бы только мне разрешили не ложиться спать чуть подольше.
ПАПА: В таком случае можно попробовать. Мы дадим тебе несколько дней и, если за это время ты докажешь, что можешь хорошо себя вести, назначим другое время.
ЛОРА: Но это тоже несправедливо!
ПАПА: Несправедливо, что мы предлагаем тебе «заработать» более позднее время?
ЛОРА: Мне кажется, что я имею право не ложиться спать дольше, потому что я старше. (Молчание.) А что, если я буду ложиться в восемь и до восьми тридцати читать в постели?
МАМА: То есть ты будешь ложиться в обычное время, но из расчета еще немного почитать?
ЛОРА: Да, я люблю читать в постели.
ПАПА: Меня лично это устраивает — только кто будет следить за часами?
ЛОРА: О, я сама.Я буду выключать свет ровно в половине девятого.
МАМА: Хорошо, Лора. Давай попробуем.
«С тех пор у нас практически не было проблем с отходом Лоры ко сну. В тех случаях, когда свет в се комнате продолжал гореть после восьми тридцати, кто-нибудь из нас делал ей замечание типа: «Уже половина девятого. Лора, а мы ведь договаривались, что в это время ты должна выключать свет». И не было ни разу, чтобы Лора не послушалась. Принятое решение позволило ей чувствовать себя «большой девочкой» и читать в постели наравне с мамой и папой».
Скоро лето и начнется активный сезон для отдыха. На сайте вы можете узнать подробнее про горящие туры в тунис и выбрать место для отдыха.