В борьбе этой и выковывалась их гениальность. Типичная биография выдающейся личности, как убежден американский профессор, такова: врожденный талант, родители творческих профессий или творческих наклонностей, напряженная ситуация в семье, мать с отклонениями в психике и собственная болезнь. Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Огюст Роден, Нильс Бор — это лишь некоторые знаменитые люди, о которых доподлинно известно, что они были дислектиками. Иначе говоря, с трудом научились читать и писать. Дислексия — проблема интеллигентных и впечатлительных детей, чаще мальчиков. Дислексия (проблемы с чтением) может повлечь за собой и дисграфию (нелады с письмом) и ди-зорфографию (трудности с правописанием). У дислексического ребенка плохо действуют или, согласно другой теории, слишком медленно развиваются функции слуха, зрения и движения. А ведь это основные способы усвоения знаний.
В 80-е годы в Гданьском воеводстве проводились исследования, которые показали: 12—15 процентов школьников страдают таким дефектом. Первым признаком дислексии может быть запаздывание развития речи. В более старшем возрасте ребенку бывает трудно самому умыться, завязать шнурки на ботинках, он проявляет отвращение к рисованию, неловок в играх. Нельзя недооценивать таких симптомов, как стремление исказить названия предметов, трудности с пониманием длинных и сложных фраз, неуклюжесть движений. Дислексия особенно болезненно ощущается в школе, где навязывают всем учащимся один и тот же обязательный режим.