Кто-то (но кто?) заявил, что передвигаться куда интереснее, чем добраться до цели. Это заявление кажется основанным на опыте великого путешественника, одного из тех первопроходцев, которым известно, что разочарование часто постигает у цели, но почти никогда — в пути.
Если вы ищете в дальних странах лишь отражение собственного опыта, то куда лучше оставаться дома, а если вы видите в этих самых странах все только в розовом цвете, то, конечно, по той или иной причине, сознательно или бессознательно вас что-то не устраивает на родине.
Неуемное любопытство, дружелюбное отношение к увиденному, постоянное стремление познакомиться с новыми местами и людьми и удовольствие от этого -вот что характеризует истинного путешественника. И нет ошибки большей, чем определение достоинств путешествия количеством пройденных километров — пешком ли, в автомобиле, на поезде, самолете или корабле. Часто люди ищут очень далеко то, что могут найти просто-таки у себя под носом. И вообще, лучше провести две недели в спокойном горном пансионате, чем метаться в туристической поездке, включающей пребывание в течение двух дней в Цюрихе, одного в Милане, д:?ух ночей в Венеции, полутора часов во Флоренции и утра в Риме!
К путешествию надо готовиться, для этого потребуется некоторое время. За это время нужно позаботиться о средствах передвижения, маршрутах, соответствующей одежде и обуви, багаже, иностранной валюте, если вы едете за границу, визах и так далее. Впрочем, и тщательная подготовка не мешает тому, что в последние день и ночь мы беспрестанно переживаем и в конце концов в последнюю минуту добавляем туда «самое необходимое».
Именно приготовления позволяют убедиться, кто перед нами: опытный путешественник или новичок. Первый хладнокровно вынет из чемодана по крайней мере половину положенного туда, справедливо рассудив, что все это бесполезно в дороге. Сколько мелочей, которые так трудно упаковать, можно найти за бесценок там, куда вы приедете, и сколько одежды окажется там не нужной из-за того, что не будет соответствовать климату!
Кстати, обратите особое внимание на покупки во время путешествия. Парижанин, наряженный рыбаком с Зейдер-Зее, будет выглядеть так же нелепо и смешно, как толстый баварец в шляпе венецианского гондольера. Национальные костюмы рассчитаны на тот тип людей, для которых веками создавались, и ворона редко становится краше в павлиньих перьях.
Самое лучшее - за несколько дней до отъезда составить список всего необходимого: одежды, предметов, которые вы берете с собой. Затем — на свежую голову — еще разок пройтись по этому списку и вычеркнуть все, что при повторном рассмотрении покажется лишним. Таким образом ваш багаж существенно облегчится.
Лучше взять с собой несколько маленьких чемоданов или сумок, чем два огромных, поднять которые под силу разве что тяжелоатлету и, безусловно, способных стать страшной обузой при пересадках. Возможен и такой вариант: вы помещаете все действительно самое необходимое на время переездов в транспорте в совсем маленький чемоданчик, а остальное следует за вами багажом.
Предусмотрительный путешественник приезжает на вокзал заблаговременно, чтобы успеть взять билеты, купить газеты, журналы и провизию в дорогу, а не устраивать себе гонки перед самым отправлением поезда. Войдя в вагон, он постарается найти не слишком полное купе, но не забудет перед этим помочь подняться по ступенькам пожилым людям. Выбрав купе, он вежливо спросит у сидящих там пассажиров, какое из мест свободно. Они так же вежливо должны ответить ему, указать место, а отнюдь не воздвигать между собою и вновь прибывшим стену молчания и враждебности. Багаж, трости, зонты и верхняя одежда размещаются в специально отведенных для этого местах так, чтобы не помяли и не испортили вещи других пассажиров.
Необходимо помочь женщинам разместить их вещи, не придавая своему поступку значения дела государственной важности.
Тем, кому вы хотите оказать честь, предоставьте места у окна и по ходу движения поезда.
Носильщику сверх оплаты по таксе полагается дать чаевые.
Если пожилые люди попросят, надо без пререканий закрыть окно. В случае каких-либо противоречий, избегая долгих и бесполезных дискуссий, обращайтесь к проводнику.
Курить можно (да и то — немного!) только в специальном купе для курящих, но только не дешевые сигары, которые очень плохо пахнут и могут стать причиной мигрени у соседей. Само собой разумеется, ни при каких условиях не курят в вагоне для некурящих!
Постарайтесь не занимать проход между сиденьями: там можно стоять лишь тогда, когда достаете из сетки свой багаж.
У многих людей путешествие в поезде сильно разжигает аппетит. Тем не менее нужно сдерживаться, чтобы не заставлять попутчиков наблюдать за мало привлекательным зрелищем обжорства.
Разговор с соседями по купе может быть очаровательным (мы уже писали об этом выше), но может и преподнести весьма неприятные сюрпризы. Следовательно, будет лучше не затрагивать сугубо личные темы, не упоминать имен, а особенно — опасаться проявить нескромность. Не забудьте, что по отношению к незнакомцу нескромным может оказаться любой вопрос!
Даже если разговор с попутчиками в высшей степени интересен, роман, который вы взяли в дорогу, захватывает, а пейзажи за окном — фантастические, никогда не забывайте о детях! За ними надо следить постоянно. В путешествии они требуют особой заботы — в этом заинтересованы как другие пассажиры, так и вы сами, потому что ребенку в пути может угрожать опасность.
Если путешествие долгое, лучше всего пользоваться услугами вагона-ресторана: это избавит вас от необходимости поедать всухомятку сэндвичи или то и дело обращаться к термосу. Правила поведения в вагоне-ресторане — те же, что и за любым столом. Единственное, что можно добавить: здесь, как и в купе, не стоит злоупотреблять разговорами с соседями, ограничившись вопросом, можно ли занять свободное место. И помните: в таких местах не принято курить!
В вагоне-ресторане число мест ограничено, поэтому вы должны уйти, как только закончите есть, если другие ждут своей очереди. Надо стараться побыстрее выбирать блюда и напитки в меню. Тем более что выбор, как правило, небольшой, если учесть, как мала площадь кухни и как мало времени есть у поваров, чтобы приготовить нужное количество еды. Что из этого следует? Да то, что не надо прибегать к рекламациям, если нет на то действительно очень серьезных причин, поскольку они еще больше замедлят обслуживание.
Спальные вагоны диктуют свои правила этикета, хотя и эти правила, как всегда, идут от логики и такта. Верхняя кушетка считается хуже. Следовательно, воспитанный человек, даже если заранее взял себе нижнее место, предложит его своему более пожилому попутчику. Если вы путешествуете с дамой, то, естественно, уступаете ей нижнее место.
Тот, кто занимает верхнюю полку, первым идет умываться вечером, последним — утром. Он залезает на свое место раньше, чем уляжется его сосед снизу, а утром спускается, когда тот уже встает. Все это делается для того, чтобы избавить обитателя нижней кушетки от наблюдения за не слишком изящными действиями человека, карабкающегося наверх.
Хорошо воспитанные пассажиры обходятся без помощи проводника, когда нужно зажечь или погасить свет, открыть или закрыть окно.
Проводника называют «месье», не добавляя при этом наименования его профессии. Выходя из вагона, принято давать ему небольшие чаевые.
В спальных вагонах пассажиры представляются друг другу только тогда, когда обнаруживаются общие интересы. Во всех других случаях вполне достаточно вежливого поклона и приветливого пожелания счастливого пути. То же самое касается и соседей по столику в вагоне-ресторане или по купе: обычно люди просто приветствуют друг друга, а если общение было особенно сердечным, можно на прощание обменяться рукопожатием.
Ни в коем случае нельзя оставлять на столике в купе пустые бутылки и объедки. Еще хуже — бросить их на пол, под -кушетку. Мы все отлично знаем, что для мусора существуют урны, и должны ими воспользоваться, прежде чем выйти из вагона.
Если вы путешествуете морем, там действуют все те же правила, но если это путешествие длительное -скажем, на трансатлантическом теплоходе, — принято знакомиться со своими соседями по столу и каюте, а также со всеми, с кем приходится общаться достаточно тесно и достаточно долго.
Человеку, страдающему морской болезнью, ничего не остается, как отдаться воле волн. Но делать это лучше не там, где собираются все пассажиры, а на палубе или в своей каюте. Морская болезнь — несчастье, которому мы практически не можем противостоять, если не помогают никакие лекарства. Считается неприличным жаловаться на это, по крайней мере, людям, которых собственная подверженность «эпидемии» не делает более общительными.
Неспособность переносить морские путешествия, как правило, распространяется и на воздушные. Если вы, кроме того, испытываете безотчетный панический страх перед самолетом, лучше выбрать другой вид транспорта, чтобы отправиться в путь.
Пассажиры самолета должны строго следовать правилам, принятым на борту. Иначе говоря, им нужно пристегнуться ремнями безопасности, жевать резинку, выданную стюардессой, и стараться не думать о вчерашних теленовостях, где была показана авиакатастрофа, случившаяся в Лабрадоре с самолетом того же типа, какой достался вам. Остальные правила хорошего тона, касающиеся поведения за столом, разговоров и манер вообще, действуют в воздухе точно так же, как на земле. А если вас укачает, стюардесса позаботится о том, чтобы дать бумажный или пластиковый пакетик и забрать его после того, как вы им воспользуетесь.
Ваша самопишущая ручка не должна быть до отказа заполнена чернилами, бутылки — налиты до пробки: всякая жидкость на большой высоте ищет выхода наружу, и в первом случае вам обеспечены пятна на пиджаке и сорочке, во втором — опасность угрожает вашему багажу.
Романы со стюардессами происходят только в книжках. Путешественник, желающий прослыть благовоспитанным, постарается найти иной объект для своих донжуанских устремлений.