Если в детской более-менее устоявшийся порядок и местоположение вещей, время от времени играйте с ребенком в «Машу и трех медведей» — пока малыш находится за пределами своей комнаты, оставьте в ней следы присутствия невидимого гостя: переставьте стул, перенесите комнатный цветок, застелите другое покрывало, замените все ручки и карандаши в стаканчике, повесьте где-нибудь на стене маленькую картинку или детский рисунок. Словом, продумайте множество мелких и не очень перемен и заинтригуйте своего непоседу, чтобы он потрудился обнаружить все, что в его комнате стоит не на привычном месте. Помимо тренировки зрительной памяти, это упражнение поможет приучить ребенка к порядку или, по крайней мере, сделает его внимательным и более собранным.
Вместе с малышом учитесь внимательно вслушиваться в голоса всех, кто вас окружает (домочадцы, теле- и радиоведущие, герои сериалов и мультфильмов) и отмечайте характерные черты их речи: ритм, манеру говорить и делать неправильное ударение на некоторых словах, любимые словечки и обороты. Это период сбора информации для «досье». Чтобы ее систематизировать, используйте следующие приемы:
как можно чаще ставьте ребенка перед задачей вспомнить и опознать обладателя голоса. Вот пример учебной ситуации. Когда дома собирается компания из знакомых вашему малышу людей или просто кто-нибудь заходит в гости, предложите ребенку на 1-2 минуты задержаться за дверью и угадать, с кем же он сейчас увидится;
в течение месяца соберите для «досье» небольшую «библиотеку» голосов — аудиозаписи с короткими отрывками из мультфильмов, радиопередач (которые ребенок слышал на вашем любимом радиоканале), запишите голоса домашних, свой, малыша, даже вашей кошки или попугайчика. Во время итогового занятия ребенок должен отгадать всех обладателей записанных голосов. Чем меньше время звучания эпизода, тем выше показатель слуховой памяти;
всячески поощряйте имитаторские способности ребенка — просите его изобразить, как папа разговаривает по телефону, как бабушка напевает на кухне, пока печет пирог, как вы его ругаете (это очень полезно и назидательно для вас — узнать, каким вас видит малыш, когда вы сердитесь на него) и так далее. Обычно все дети с огромным удовольствием копируют близких и подражают их манерам — настоящие маленькие обезьянки!
На втором, более сложном, уровне «досье» дополняются новой информацией. Вам с малышом предстоит научиться различать домочадцев, соседей и знакомых по звуку шагов. Вы пока не можете определить по слуху, кто проходит мимо вашей комнаты (или над вашей комнатой этажом выше) или кто позвонил в дверь? Начните систематически наблюдать за походкой знакомых: кто всегда торопится и топочет, как ежик; кто небрежно шаркает ногами; кто при ходьбе опирается на пятку («стучит» пятками); кто неспешно либо, наоборот, дробно стучит каблучками и так далее. Делитесь с малышом своими открытиями, вполне вероятно, что он окажется даже наблюдательней, чем вы. Через месяц-два постоянных наблюдений начинайте устраивать с ребенком соревнования — кто правильно отгадает обладателя раздающихся шагов, прежде чем тот покажется из-за угла или позвонит в вашу дверь. Эта практика — не только прекрасная тренировка слуховой памяти, но и заодно замечательная возможность научиться определять характер малознакомого человека всего лишь по звуку его шагов.
Предлагаем вам рецепт одного из самых популярных напитков коктейль маргарита, помимо классического рецепта, вы наедете и его вариации: клубничная и голубая маргарита