Пока у ребенка еще только закладывается.обобщенно-абстрактное мышление, память играет ключевую роль в осмыслении мира и накоплении сведений о нем. Прежде чем логика упорядочит накопленный опыт в виде понятий и схем, малыш будет опираться на свои воспоминания о предметах и событиях. Прежде чем усвоить и запомнить последовательность смены времен года, кроха при описании зимы или весны будет оперировать теми фактами, которые запечатлелись в его памяти: зимой с папой строили снеговика, а весной он растаял и его больше не из чего вылепить; когда холодно, надевают теплые ботинки и шубку, а весной лучше всего играть на улице в легкой курточке и так далее.
Внимание и память у ребенка начинают действовать в паре: то, на чем ребенок надолго сосредоточился, запомнится ему лучше. Как вы помните, внимание дошкольника очень подвижно, но правильно организованное восприятие способно поддерживать его в течение довольно длительного времени. Вы уже знаете, что восприятие малыша носит действенный характер, поэтому он дольше будет удерживать внимание на том предмете, который можно потрогать, повертеть в руках, понюхать и даже попробовать на зуб. И уж будьте уверены, он отлично запомнит все сведения, полученные из непосредственного взаимодействия с предметом.
Вот несколько примеров взаимодополняющей работы восприятия и памяти. Если вы задумали с ребенком выучить стихотворение про утро, поднимите его на рассвете и устройте маленькую прогулку; поэзия на зимнюю тематику обретет «плоть», если вы в сезон отправитесь в парк или полистаете семейный альбом с зимними фотографиями. Если нужно запомнить названия неизвестных животных или растений, важно не только увидеть их в энциклопедии или атласе. Запоминание улучшится, если эти названия проговорить вслух вместе с ребенком, погладить этих воображаемых животных или полить эти неизвестные растения, почувствовать запах тех и других.
Чем полноценен процесс восприятия, тем больше сведений «вычерпает» из предмета ребенок и тем устойчивее они закрепятся в его памяти. Здесь важны и наблюдательность, и умение рассматривать, сравнивать, сопоставлять.
Вот еще один общеизвестный факт из психологии памяти: если восприятие информации сопровождается каким-нибудь посторонним механическим (!) действием, то результативность запоминания и точность последующего воспроизведения (рисунок, пересказ сюжета или общий ход рассуждения) возрастает. Многие знаменитые музыканты, писатели, ученые (Бетховен, Толстой, Хемингуэй) работали, расхаживая по комнате и присаживаясь лишь для того, чтобы записать придуманное во время ходьбы. Повторяя пример знаменитостей, ваш ребенок мог бы во время прослушивания сказки перебирать бусины (как четки) или раскачиваться в кресле-качалке. В любом случае, понаблюдайте за ребенком: вполне возможно, он уже сам обнаружил свое персональное действие-стимулятор.
И помните, на развитие памяти и восприятия ребёнка могут влиять так же перенесённые им болезни, от которых нужно своевременно делать прививки. Конечно, каждый родитель самостоятельно решает, стоит ли прививать своих детей, но нужно помнить, что такое заболевание как коклюш у детей до года представляет собой особо опасную болезнь. Осложнением этой болезни может стать поражение головного мозга, что может привести к глухоте, эпилепсии, снижению памяти и раздражительности ребенка.