Мнение, согласно которому родитель имеет право проявлять власть по отношению к своим детям на том основании, что он мудрее или опытное, имеет глубокие корни. Ранее мы ужо приводили несколько примеров известных выражений типа: «Мы знаем лучше, что хорошо и что плохо, потому что мы опытнее», <'Мы отказываем тебе в этом ради твоего же блага», «Когда ты станешь старше, ты скажешь за это спасибо», «Мы всего лишь хотим предостеречь тебя от совершения тех ошибок, которые делали сами», «Мы просто не можем позволить тебе делать то, о чем ты впоследствии сам пожалеешь» и т.д.
Многие родители, передавая эти или подобные им сообщения своим детям, искренне верят тому, что говорят.
Из опыта наших занятий мы знаем, как трудно заставить родителей отказаться от убеждения, согласно которому применение ими власти оправдано тем, что они знают больше, что они умнее, мудрее, более зрелы или более опытны.
Это убеждение разделяют не только родители. Тираны всех времен пользовались этим аргументом для оправдания применения власти по отношению к тем, кого они угнетали. Большинство из них были крайне низкого мнения о своих подданных — будь то рабы, крестьяне, дикари, жители глухих провинций, чернокожие, «мокрые спины», христиане, еретики, чернь, мещане, рабочие, евреи, латины, арабы или женщины. Похоже, что существует некий всеобщий принцип, согласно которому те, кто держит власть, должны как-то обосновывать и оправдывать свою тиранию и бесчеловечность в обращении с теми, кто им подчинен.
Кто осмелится отрицать ту мысль, что родители мудрее и опытнее детей? Разве это не самоочевидная истина? Однако когда мы спрашиваем родителей на наших занятиях, считают ли они, что их собственные родители принимали неблагоразумные решения по Методу 1, все, как один, отвечают утвердительно. Как легко забывают родители впечатления из собственного детства! Как легко забывают то, что дети иногда знают лучше, чем родители, в чем состоит их потребность, например, когда они хотят спать или есть; что они знают лучше качества своих друзей, свои собственные цели и стремления, отношение к себе со стороны разных учителей; что они знают лучше свои физиологические потребности, а также то, кого они любят и кого нет, что они ценят и что нет.
Родители мудрее? Ничего подобного. Во всяком случае, в отношении многого из того, что касается их детей. В то же время родители действительно обладают определенной долей мудрости и ценного опыта и не должны ею пренебрегать.
Многие родители с курсов Р.Е.Т. поначалу игнорируют тот факт, что беспроигрышный метод мобилизует мудрость как родителей, так и ребенка. В решении проблемы участвуют и те, и другие (в отличие от Метода 1, где мудрость ребенка в расчет не принимается, или Метода 2, где за бортом остается мудрость родителя).
Мама двух прелестных, смышленых не по годам девочек-близнецов рассказала нам об успешном сеансе решения проблемы, в ходе которого речь шла о том. стоит ли девочкам сразу перейти в следующий класс, где им было бы гораздо интереснее учиться, или лучше остаться в теперешнем классе со своими сверстниками и друзьями. Такого рода проблемы обычно решаются исключительно «экспертами» — родителями и учителями. В данном конкретном случае у мамы были свои соображения, но она также доверяла и мудрости чувств своих дочерей, мудрости их оценки своего собственного интеллектуального потенциала, их способности судить о том, что для них является наиболее благотворным. После нескольких дней взвешивания всех «за» и «против», включая ознакомление с идеями и предложениями со стороны мамы, а также информацией со стороны учительницы, близняшки пришли к решению перейти в следующий класс. Последствия этого решения оказались благоприятными — и с точки удовлетворенности дочерей, и с точки зрения их успеваемости.