Необычно зашифрованные сообщения, посылаемые детьми, и. в первую очередь, вопросы нередко означают, что ребенок пытается справиться с более глубокой проблемой. Активное слушание обеспечивает родителей возможностью приблизиться и предложить ребенку помощь в самостоятельном определении проблемы, а также инициировать процесс решения проблемы внутри ребенка. Давая прямые ответы на эти чувства, зашифрованные в виде вопросов, родитель почти неизбежно упускает возможность стать эффективным помощником в решении реальной проблемы, с которой столкнулся ребенок.
Испробовав метод на практике, наши родители часто забывают о том.
что активное слушание исключительно ценно и как способ реагирования на интеллектуальные проблемы детей. Дети постоянно сталкиваются с проблемами, пытаясь разобраться в том, что читают или слышат об окружающем мире, — в таких темах, как студенческие беспорядки, интеграция, зверства полиции, войны, терроризм, загрязнение окружающей среды, контроль рождаемости, разводы, преступность и т.д.
Родителей очень часто отпугивает то обстоятельство, что дети, как правило, выражают свои взгляды безаппеляци-онпо или в таком виде, что слушателя коробит их наивность или незрелость. Маме и папе в таких случаях трудно справиться с искушением вмешаться и поправить любимое чадо или познакомить его с более широким взглядом на предмет. Мотивация родителей при этом может быть самой похвальной — способствовать интеллектуальному развитию ребенка. А может быть и эгоистичной — продемонстрировать свое собственное интеллектуальное превосходство. В том и другом случаях родители вмешиваются с одной или несколькими из «Типичных Двенадцати» реакций, что неизбежно дезориентирует детей или приводит к словесной битве, финал которой известен — обиженные чувства и колкие замечания.
Чтобы подвигнуть наших родителей на применение активного слушания в тех случаях, когда их дети пытаются переварить какие-либо идеи или злободневные темы, а также справиться с более личными проблемами, мы вынуждены задавать им ряд острых вопросов.
«Вы считаете, что ваш ребенок должен думать, как вы?»
«Чем вызвана ваша потребность поучать его?»
«Можете ли вы быть терпимыми к мнению, значительно отличающемуся от вашего?»
«Можете ли вы помочь ему выработать свои собственный взгляд на этот сложный мир?»
«Можете ли вы оставить его там. где он в данный момент находится в своей попытке справиться с темой?»
«Помните ли вы о том, что, когда вы были ребенком, у вас тоже были довольно своеобразные взгляды на мировые проблемы?»
Как только родители, обучающиеся на наших курсах, начинают прикусывать языки и навострить уши, они сообщают о разительных переменах в разговорах за обеденным столом. Их дети начинают выходить с темами, которые прежде никогда не обсуждали с родителями, — наркотики, секс, аборты, алкоголизм, мораль и т.д. Активное слушание может сотворить чудо, превратив дом в такое место, где родители и дети объединяются в глубоких и острых дискуссиях по сложным, критическим проблемам, с которыми сталкиваются дети.
Когда родители, занимающиеся на курсах Р.Е.Т., жалуются на то, что их дети не говорят дома ни о чем серьезном, обычно выясняется, что дети пытались — правда, робко и нерешительно — вынести на домашнее обсуждение достаточно серьезные темы, но родители фактически пресекали такие попытки с помощью традиционного набора приемов: наставления, проповеди, нравоучения, поучения, оценки, критики, сарказма или уклонения. После таких случаев дети начинают медленно опускать занавес, призванный навеки отделить их внутренний мир от внутреннего мира родителей. Стоит ли удивляться разрыву между поколениями! Его преобладание в современной семье объясняется тем, что родители не слушают — они проповедуют, поправляют, возражают и высмеивают сообщения, исходящие от тетей.
купить аккаунт World of Tanks