В глазах ребенка родитель почти всегда имеет больший «психологический размер», чем он. Для иллюстрации этой идеи позволю себе процитировать отрывок из сочинения одного молодого человека, который приходил ко мне на консультацию: «Когда я был совсем маленьким, я видел в своих родителях примерно то же, что взрослый человек видит в Боге...»
Так и все дети поначалу видят в своих родителях своего рода богов.
Эта разница в «психологических размерах» существует не только потому, что родители представляются детям более сильными и крупными, но и потому, что дети считают своих родителей более знающими, более умелыми.
На взгляд ребенка, на свете нет ничего такого, чего бы не знали или не умели родители. Он восхищается широтой их познаний, точностью их предсказаний, мудростью их суждений.
В то время как некоторые из этих оценок временами бывают точными, другие таковыми не являются. Дети приписывают своим родителям много черт, характеристик и способностей, которыми те не обладают. Очень немногие родители знают действительно столько, сколько знаний им приписывают дети. Опыт не всегда «лучший учитель» — к такому выводу приходит ребенок, когда становится подростком и взрослым и может оценивать своих родителей, благодаря накопленному опыту, более объективно. И мудрость не всегда соотносится с возрастом. Большинству родителей нелегко в этом признаться, но те из них, кто более честен с самим собой, согласны, что оценки детьми своих мам и пап значительно завышены.
Изначально обладая таким преимуществом, как больший психологический размер, многие мамы и папы всячески культивируют эту разницу. Они сознательно скрывают свою ограниченность и погрешности в суждениях от детей, либо эксплуатируют такие мифологемы, как: «Мы знаем, что для тебя лучше» или «Когда ты станешь старше, ты поймешь, как мы были правы».
Я всегда с интересом отмечал, что когда родители говорят о своих собственных отцах и матерях, они охотно вспоминают их ошибки и ограниченность; однако они даже на минуту не готовы допустить, что подвержены таким же видам погрешностей в суждениях и отсутствию мудрости в отношении к своим собственным детям.
Пусть и незаслуженно, но родители действительно обладают большим психологическим размером — и это важный источник родительской власти над ребенком. Именно потому, что родитель выглядит в глазах ребенка «авторитетом», его попытки влиять на ребенка имеют значительный успех. При этом полезно иметь в виду, что речь идет о «приписываемом авторитете», так как ребенок приписывает его родителю. Заслуженно или незаслуженно — неважно; главное, что этот «психологический размер» дает родителю влияние и власть над ребенком.
Совершенно иной вид власти исходит от родителя, обладающего определенными средствами, в которых нуждаются его дети. Это тоже дает ему власть над ними. Родитель имеет власть над детьми потому, что они слишком зависят от него в удовлетворении своих базовых потребностей. Дети появляются на свет почти полностью зависимыми от других в отношении питания и физического комфорта. Они не обладают средствами для удовлетворения потребностей. Этими средствами обладает и распоряжается родитель.
Если, по мере того как ребенок взрослеет, ему позволяют становиться все более независимым от родителей, их власть естественным образом идет на убыль. Однако в любом возрасте, вплоть до того момента, когда ребенок вступает в независимую взрослую жизнь и способен удовлетворять свои потребности почти целиком за счет собственных сил, родители имеют над ним некоторую степень власти.
Обладая средствами для удовлетворения основных потребностей ребенка, родитель выступает по отношению к нему в роли «награждающего». Психологи обозначают термином «награды» любые средства, которыми обладает родитель для удовлетворения потребностей ребенка (выступая в роли награждающего). Если ребенок голоден (имеет потребность в пище) и родитель обеспечивает его бутылочкой с молоком, мы говорим, что ребенок награжден (его потребность в пище удовлетворена).
Про все необходимые услуги автоперевозок узнайте на этом сайте. Тут вам помогут выполнить любую перевозку груза за очень короткое время.