«До пяти лет – Бог, с пяти до 15 – раб, после 15 – равный» - вот основной принцип, по которому растят подрастающее поколение жители страны восходящего солнца.
Японцы отлично понимают потенциал мозга на раннем этапе развития: он максимально восприимчив к сенсорному и эмоциональному опыту, поэтому на любые запреты – табу. Ребёнок вправе делать всё, что заблагорассудится, проявлять характер, насколько хватит темперамента, даже если его поведение выходит за привычные российским родителям рамки, крошечного японца не наказывают, но отвлекают, переключают внимание на иной объект. После пяти лет формируются волевые качества, маленький человечек способен усваивать запреты и подвергаться дисциплине. И добро пожаловать – нагрузки, ограничения, жёсткий режим учёбы и отдыха по строгому расписанию. После 15 лет ребёнка считают равным взрослому, признают его сформировавшуюся личность.
У детских психологов неоднозначный взгляд на принципы, которые представляет японская методика воспитания детей. Одни специалисты считают ее совершенством, именно на ней основывают успехи экономического общества – экономическое процветание и политическую стабильность. Другие психологи оспаривают её способы. По их мнению, у африканских ребятишек, растущих без особого родительского назидания, гораздо богаче сенсорный и тактильный опыт, к тому же мамы до трехлетнего возраста носят их в слингах, прижав к телу – однако достоинства такого воспитания под сомнением. К тому же ребёнок вряд ли станет равным родителю, его подчинённый родителю статус принят во всех культурах, в японской тоже провозглашён очень чётко.
У российских родителей тоже полярные взгляды на японскую стратегию, она слабо согласуется с нашим менталитетом. Главное несогласие вызывает вседозволенность раннего возраста: по опыту большинства, если до трёх лет не внушить чаду необходимость подчинения, дело закончится трагически – для обеих сторон.
Наталья КРОЛЕВЕЦ