Можно сказать без преувеличения, что девяносто девять процентов родителей, сталкиваясь с ситуациями, когда поведение детей противоречит их интересам, используют неэффективные методы общения.
В группе из двадцати пяти родителей инструктор зачитывает вслух описание такой типичной ситуации в семье, когда ребенок огорчает родителя:
«Вы устали после восьмичасового рабочего дня. Вы нуждаетесь хотя бы в кратковременном отдыхе. Вам хочется посидеть и почитать газету. 11о ваш пятилетний сынишка уговаривает вас поиграть с ним. Он тянет вас за руку, забирается к вам на колени, комкает вашу газету. А между тем, чего уж вам совсем не хочется, так это играть с ним».
Затем инструктор просит каждого из присутствующих написать на листке бумаги слова, которые каждый из них сказал бы своему ребенку в подобной ситуации. (Читатель может принять участие в этом упражнении, написав свою словесную реакцию.) После этого инструктор зачитывает описание второй и третьей ситуаций и просит присутствующих выполнить то же упражнение.
«Ваш четырехлетний ребенок вытащил из шкафа несколько кастрюлек и мисок и расставил их на полу, собираясь с ними поиграть. Это занятие мешает вам готовить ужин для гостей. Вы и так уже не успеваете».
«Ваш двенадцатилетний ребенок вернулся домой из шкоды, соорудил себе бутерброд и оставил кухню в полном разгроме, и это после того, как вы целый час в ней убирались, чтобы к моменту приготовления ужина в ней было чисто».
Результаты этого учебного эксперимента показывают, что родители, за редким исключением, разрешают эти довольно типичные ситуации неэффективно. Они обращаются к ребенку с такими словами, которые с большой степенью вероятности могут:
1) спровоцировать ребенка на сопротивление родительским попыткам изменить его повеление;
2) заставить ребенка думать, что родитель .считает его не очень понятливым;
3) заставить ребенка думать, что родитель не считается с его потребностями;
4) вызвать у ребенка чувство вины:
5) уязвить чувство собственного достоинства ребенка;
6) спровоцировать ребенка на ответную атаку или на попытку каким-либо образом отомстить родителю.
Родители приходят в шок от этих открытий, так как редкий из них сознательно хотел бы вызвать в ребенке подобные реакции. Большинство родителей просто никогда не думали о том, какое влияние их слова могут производить на детей.
На наших курсах мы описываем каждый из этих неэффективных способов противостояния детям в отдельности и подробно объясняем, почему они являются неэффективными.
Передача «сообщения в виде решения»
Вам, конечно, случалось попадать в такую ситуацию, когда вы собирались сделать что-либо важное для другого человека (или предпринять какое-либо изменение в своем поведении для удовлетворения его потребностей), и вдруг этот человек начинал наставлять вас, убеждать или советовать сделать именно то, что вы собирались сделать по собственной инициативе.
Ваша реакция была, вероятно, следующей: «Я не нуждаюсь ни в чьих советах» или «Черт возьми! Если бы ты подождал минутку, я сделал бы это и без твоего совета». Возможно также, что вы приходили в раздражение от осознания того, что этот человек недостаточно доверяет вам или отнимает у вас возможность сделать для него важное по собственной инициативе.
дети цветы жизни, не стоит забывать об этом.