Существует множество способов принимать гостей: от кофе, выпитого вдвоем, до большого гала-обеда, от приема по всем правилам до самой неформальной из танцулек, но все они имеют нечто общее: чтобы прием удался, он должен быть надлежащим образом подготовлен.
Прежде всего важно, чтобы гости, равно как и хозяева, полностью отдавали себе отчет в характере приема. Благодаря этому сразу установится атмосфера — от наиболее свободной до максимально изысканной. Атмосфера... Ее не определишь ни в каких единицах измерения, но она не бывает ниспослана от Бога, это — не дар небес. Есть много средств ее создания, лучшее из которых - выбор гостей.
Чтобы каждый чувствовал себя в своей тарелке — как гости, так и хозяева, - необходимо заранее тщательно убрать квартиру, привести в порядок все комнаты. Не только столовую, курительную, игровую и гостиную, но, естественно, и кухню, и ванную, и туалет.
Когда нигде не валяются книги и журналы, пепельницы пусты и чисто вымыты, в вазах нет увядших цветов, скатерти и салфетки безупречны, мебель протерта от пыли, паркет сверкает, это сразу же создает приятное и радостное ощущение.
Очень важно, чтобы повод, по которому вы собираете гостей, был согласован с убранством квартиры: в день рождения ребенка она будет выглядеть иначе, чем в день юбилея главы семьи.
В скромной семье слишком роскошный стол, дорогостоящие кулинарные изыски способны разрушить атмосферу приема. Но золотую середину бывает не так легко найти. Например, когда служащий приглашает к себе патрона, он, конечно, попросит жену подготовиться как следует, но это вовсе не значит, что надо вывернуться наизнанку, поскольку гость, если он мало-мальски светский человек, обязательно это заметит. Только соизмерение доброй воли с возможностями, которыми вы располагаете, дает наилучший результат.
Разумеется, выбор гостей (мы уже говорили об этом выше) способен создать или полностью разрушить приятную атмосферу. В только что описанном случае, когда служащий приглашает начальника, выбор диктуется необходимостью, но здесь речь идет о чисто формальном приеме. Впрочем, довольно часто случается, что мы с радостью и удивлением отмечаем: шеф в домашних условиях, избавленный от повседневных забот, — совершенно другой человек. Но это вовсе не означает, что после удачного приема можно начать вести себя с патроном как-то иначе, чем прежде, напротив, служебные отношения должны остаться такими, какими были всегда.
Если вы можете выбирать гостей, руководствуясь лишь симпатией, проследите, чтобы они не относились к слишком разным социальным уровням. Довольно трудно предусмотреть заранее, смогут ли поладить между собой незнакомые прежде люди. Надо делать все возможное, чтобы не возник спор, чтобы не встретились представители крайних взглядов в политике. Лучше не объединять в одной компании подростков и пожилых людей. Особенно опасно приглашать одновременно, скажем, десять журналистов или пятнадцать врачей: неминуемо весь вечер разговор будет идти только о работе.
В подобных делах лучшие советчики — такт и деликатность. Только они могут помочь выпутаться из трудных ситуаций, когда, к примеру, в гостиной вдруг оказываются смертельные враги, когда религиозный фанатик позволяет себе полемизировать с окружающими, когда, наконец, неожиданно возникает какая-то семейная ссора и люди начинают грубить друг другу. Долг хозяина — избавить гостей от подобных неприятных зрелищ.
Что касается гостей, то и на их долю выпадает немалая часть усилий по созданию атмосферы. Во всяком случае, от них это зависит не меньше, чем от хозяина. Само собой разумеется, что хозяева занимаются столом, напитками и тем, что Брилья-Саварен называет «счастьем тех, кто оказался под твоим кровом», но долг каждого гостя — внести свой вклад в то, чтобы обстановка была как можно более располагающей.
Когда наступает время заканчивать прием? Это могут решить только сами гости! Их знание правил хорошего тона поможет определить момент — не слишком рано и не слишком поздно; здесь хозяин полностью зависит от тех, кого принимает.
В прежние времена сигнал подавал почетный гость или просто самый старший из приглашенных. Более либеральные современные правила позволяют каждому выбрать наиболее подходящий для ухода момент. Его не всегда легко найти, потому что, привлекая к себе внимание, можно помешать интересной беседе, но нужно уметь уйти вовремя, дав возможность отдохнуть и без того уставшим хозяевам. И снова - только такт, только внутреннее чувство способны помочь в этом непростом деле. Но не будем забывать золотого правила: праздник нужно покидать тогда, когда он еще в самом разгаре, когда он прекраснее всего.