«Легко и непринужденно». Это не доклад на съезде физиков-ядерщиков и не экзамен в театральный. Попросить – естественное событие. Сначала прими этот факт, затем научись органично произносить, чтобы звучало как, например, «на мне платье зеленого цвета». Тренируйся вслух и про себя, перед зеркалом и просто в эфир.
Без драм. Никаких трагичных предысторий с дрожанием губ и водопадом слез. Народ действительно зачерствел от уличных вымогателей мелочи и недолюбливает жанр индийского кино. Просто обратись к публике или конкретному лицу и скажи: «Ребят, есть проблема. Мне нужна помощь». Внимания и участия будет гарантировано больше, чем при слезоточивой версии.
Без ультиматумов. Как тебе такое начало: «Столько-то лет мы знакомы, и я за это время я ничем себя не скомпрометировала. А сколько я сделала для нашей дружбы/компании/лично для тебя!.. И неужели я не вправе рассчитывать на… (вставить прошение)».
Согласись, не очень. Почему-то автоматически хочется отказать даже в том случае, когда помогла бы с радостью. А все из-за ультимативного тона: человек не протягивает руки за помощью, а смыкает их на твоем горле, культивирует чувство вины и наседает. Есть святая заповедь: просящий должен вызывать сочувствие и симпатию, а не раздражение.
Без выкручивания рук. Формулируй просьбу, оставляя человеку возможность для отказа. Лучше дважды повтори, дескать, «только в том случае, если это не создаст проблем» или «если нет – ничего страшного». Мы охотнее приходим на выручку, когда есть возможность выбора и нет принуждения. Фраза «если не поможешь, я погибну» слишком театральна и отпугивает лишней ответственностью.
Без туманности. Проси четко, формулируй ясно. Если растечешься мыслью по древу, завершишь тираду словами «ума не приложу, что делать», человек подумает, что ты просто пооткровенничала, поделилась проблемами. Выслушает, вздохнёт, хлопнет по плечу «держись» - и был таков. Твоя задача – сказать, чем он может помочь. Максимально конкретно.
Без погрешности. Если ты попросишь сисадмина испечь тебе булочки, шансы на успех невелики. То же самое произойдет, если сломанный компьютер предложишь починить танцору – человек и рад бы, да не в его силах. Адресуй просьбы правильно – тем, кто компетентен.
Без «забывчивости». Если прозвучало «нет» в ответ, не тушуйся и первым делом благодари – искренне. Говори «в любом случае спасибо», потому что человек потратил на тебя время и душевные резервы. И уж конечно благодари, если помощь будет обещана и оказана. Однако знай меру: благодарность не космос, большинство услуг условно можно оценить презентами и ответными жестами. Не надо каждый раз складывать руки в позу намасте, дескать, «спасители вы мои» - назойливость выглядит фальшиво.
Без «игры в одни ворота». Если время от времени просишь подмоги, включи ответный режим: взаимовыручка как круговая порука – это и есть роскошь человеческого участия.