Логика, а если хотите, философия этих приемов основана на том, что некая энергетическая сила, субстанция, носительница жизненной силы, продолжает существовать даже после гибели физического тела. Практика же возвращения к жизни состоит в том, что шаман вступает в прямой контакт с душой, покинувшей тело, а органы чувств перестают воспринимать окружающее. В это можно верить или нет, относиться скептически, но, с другой стороны, опыт малых народов Севера говорит, что подобная практика не могла бы существовать веками, если хотя бы время от времени не подкреплялась положительными результатами. Мне же в этом смысле кажется наиболее оптимальным не принятие или отрицание всего безоговорочно, а разумный строгий научный подход. Конечно, с точки зрения современной медицины подобная практика возвращения к жизни выглядит фантастично и непостижимо. Но не более ли это непостижимо, чем то, что, с точки зрения туруханских жителей, происходит в отделениях реанимации современных клиник? Люди с давних пор хотели преодолеть унизительный страх перед смертью, перед могилой. Вера в загробную жизнь не успокаивала. Хотелось жить здесь и сейчас. Особенно сознание противилось принимать внезапную смерть во цвете лет из-за какой-нибудь глупой случайности. И рождались сказки и предания об оживших мертвецах и чудо воскрешениях. Благородные герои, убитые хитрыми злодеями, вставали благодаря действию «живой воды». Идея оживления была очень популярна во все времена. Но только в середине двадцатого века мечта стала реальностью.