Но, с другой стороны, письменные источники свидетельствуют: в древнем и средневековом мире, вероятно, впрямь были известны какие-то примеры реанимации. Например, в китайской медицине для этого применялся массаж акупунктурных точек, по мнению специалистов, никак не меньше пяти тысяч лет назад. Определенные достижения были в Европе. Если верить мифам, связанным с именем Асклепия (Эскулапа), то он, овладев разными науками, якобы научился искусству возвращать жизнь. Служба реанимации, появившаяся в широкой медицинской практике с середины нынешнего века, стала вполне обыденной. Вернувшиеся «с того света» в мире исчисляются уже десятками тысяч. Свидетельства о воскрешении умерших сохранились и в народной молве, и в литературе. Кандидат филологических наук Всеволод Линьков обратил внимание, например, на то, что в творчестве Михаила Лермонтова настойчиво звучит мотив воскрешения Наполеона. В стихотворении «Воздушный корабль» поэт пишет:
Из гроба тогда император, Очнувшись, является вдруг; На нем треугольная шляпа И серый походный сюртук.
В другом стихотворении Лермонтов рассказывает о Наполеоне, который стоит на берегу, склонивши взор к волнам: «Он не живой. Но также не мечта». Обратите внимание на эту строчку: хотя император восстал из могилы, поэт не решается назвать его живым. В то же время это — не видение, не галлюцинация, а реальность. Возможно ли в принципе такое? Вполне. В среде шаманов до сих пор в ходу так называемый ритуал вуду, который целым набором приемов возвращает к жизни покойника.