Изучение обстановки. Для того чтобы привлечь внимание ребенка к этому занятию, на время создайте дома определенную систему знаков, например забавные вывески на дверные ручки. Поясните малышу назначение каждой из них и предупредите, что они частенько будут меняться, а его задача — вовремя это замечать. Покажите ребенку, как ориентируетесь вы: войдя в квартиру, смотрите на обувь в прихожей, чтобы сразу же определить, кто сейчас дома; подходя к дому знакомых, отмечаете, задвинуты ли шторы и закрыты ли форточки, чтобы предугадать, застанете ли вы хозяев; сразу же замечаете, было ли новое поступление товара в магазине, лишь бегло взглянув на стеллажи и заметив изменения в привычном расположении вещей, и так далее. Обязательно расспрашивайте малыша о деталях обстановки и интерьера всех мест,
Интеллектуальное развитие
где он бывает: размер помещения, его высота, цвет обоев, имеющаяся мебель, число окон, картин на стенах. Постоянное внимание к окружающей обстановке делает наблюдательность автоматической.
Углубленное рассматривание. Исходите из того, что дети в первую очередь отмечают размер, величину, цвет, свойства поверхности предметов, часто — назначение и способ использования, но не всегда в состоянии выделить основные части или детали, дать обоснование их форме, назвать материал или способ изготовления. Обязательно подсказывайте ребенку то, чего он не заметил. Зная о том, что у любого предмета есть множество особенностей (форма, размер, масса, особенности поверхности, материал изготовления, цвет, назначение, детали, из которых предмет состоит, на что он похож и так далее), малыш всякий раз будет стараться «высмотреть» их все, развивая таким образом наблюдательность и остроту внимания.
Расширение словарного запаса. Вводите в лексикон ребенка как можно больше слов, с помощью которых можно описывать предметы и передавать различные состояния, причем лучше их сразу подавать антонимичными парами: мелкий — глубокий; разноцветный — бесцветный, прозрачный; длинный — короткий; жесткий — эластичный; мягкий — твердый; исчез — появился; ушел — вернулся; переместился — остался на месте. Обогащение словарного запаса способствует развитию внимания и наблюдательности, поскольку облегчает ребенку поиск особенностей предмета. Он овладевает словами как некой обобщенной схемой «наблюдения» за вещами. Запомнив название какого-нибудь качества на одном предмете, малыш без труда установит его наличие и у другого, сходного объекта.
Советуем посетить сайт http://www.numetal.ru