Малыши дошкольного возраста необычайно подвижны и любопытны. Их внимание по-прежнему всецело подчиняется интересу. В каком-то смысле «интерес» и «внимание» являются в дошкольном возрасте родственными понятиями, и без первого второе не активизируется. Сознательное управление своим вниманием ребенку пока дается со значительными усилиями, то есть основы произвольного (волевого) внимания еще только закладываются.
Интерес ребенка к чему-то одному нуждается в подкреплении, поскольку быстро угасает и тут же переключается на поиск нового объекта. Сочетание неустойчивости с высокой переключаемостью, пожалуй, самая характерная черта внимания у дошкольников, и с этим необходимо считаться. Попытки насильно удерживать внимание малыша на чем-то одном могут иметь обратный результат. Мягко настаивая на продолжении начатого дела, вы всегда должны давать ребенку почувствовать, что он имеет право отложить его на потом. Малыши дошкольного возраста уже ориентируются во временных отрезках, так что вы можете уточнить, когда же он собирается вернуться к начатому: скоро, вечером, после еды, завтра и так далее. Ваше вмешательство должно подчиниться логичному развитию того, чем был занят ребенок. Подбросьте ему новую информацию либо новый способ действия,
Интеллектуальное развитие
который помог бы удержать его внимание еще на несколько минут:
на что еще может пригодиться предмет, с которым он провозился добрых полчаса и уже собрался было отставить его в сторонку;
куда еще стоит взглянуть, чтобы увидеть то, чего раньше не замечал;
а что получится, если...;
припомните какую-нибудь историю, связанную с данной вещью: откуда она взялась в вашем доме, из чего сделана, что это за дырочки в ней или царапины и тому подобное.
Очень кстати будут коротенькие познавательные истории по поводу того, всегда ли были у детей куклы, как люди обходились раньше без кастрюль, с чем ходили на охоту до изобретения ружья. Конечно, придется на время засесть за энциклопедию, чтобы собрать необходимый запас сюжетов и фактов, но, поверьте, затраченные усилия того стоят.
Любопытство — важное условие познания мира, но если вы поспешите предоставить малышу полную свободу, этот шаг будет несколько преждевременным. Дело в том, что для ребенка одинаково опасно как замыкаться на одном предмете, так и разбрасываться из-за неспособности сохранять на чем-либо сосредоточенность. Без помощи взрослого кроха не научится управлять своим вниманием. От того, насколько быстро вы заметите и отреагируете на возникший у ребенка интерес, зависит, насколько долго он удержится во внимании малыша, сохранится или тут же угаснет, разовьется во что-либо серьезное или не оставит следа в памяти.
Если предоставить ребенка самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Вы сможете в этом убедиться, понаблюдав, как в поисках какого-нибудь увлекательного занятия кроха «перебирает» все, что попадается ему под руку или на глаза. Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость — это не одно и то же. Последнее качество весьма нежелательно у взрослого человека, поскольку тот, кто не способен долго сосредоточиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и энергии на каждое занятие.
Наблюдательность — очень важная сторона внимания, и ее очень легко развивать даже у маленького ребенка. В силу того, что образная память у него еще довольно сильна, малыш запечатлевает в памяти цельный «слепок» с предмета или ситуации, и остается только научить его выделять отдельные фрагменты (подобно тому, как увеличивают часть фотографии для последующей ее обработки), подмечать детали и подробности.