Приготовьте несколько небьющихся предметов, например: ложку, щетку, ботинок, карандаш, полотенце, погремушку и тому подобное. Усадите ребенка так, чтобы он не видел, какой предмет вы будете брать, и по очереди бросайте вещи на пол или в миску с водой. По звуку падения малыш постарается догадаться, что сейчас оказалось на полу.
Упражнение можно разнообразить и за счет бьющихся предметов: достаточно постукивать по ним ложечкой. Чашки, бокалы, тарелки, лампочки — все это станет источником самых разнообразных звуков. Попробуйте поставить в ряд кружки всех членов семьи и по очереди постучите по ним чайной ложкой. Вполне может оказаться, что у каждой из них свой «голос». И, если ребенок со временем научится их различать, его слуховая память достигнет необычайно высокого уровня.
«Весь дом — в клеточках»
Для упражнения заготовьте «метательный снаряд» — небольшой мешочек с песком или солью и игровое поле. Последнее представляет собой квадратный лист бумаги (линолеума, картона) со стороной не менее 1 метра. Расчертите его на клетки — по пять в горизонтальном и вертикальном ряду. Каждой колонке и каждому ряду надо дать название, например, колонкам присвойте цвета, а рядам — свойства предметов: мягкое, твердое, меховое, блестящее, пустое и так далее. Названия колонок и рядов лучше написать на отдельных карточках и прикрепить скотчем, поскольку игровое поле можно использовать многократно, варьируя упражнение.
Положите расчерченный лист на пол, кружком или линией отметьте место, с которого малыш будет бросать мешочек. Когда все приготовления завершены, приступайте к упражнению. Ребенок бросает мешочек так, чтобы он попал в одну из клеток. Проверьте по горизонтали и по вертикали ее «имя», например «красное — твердое». Задача ребенка — как можно быстрее вспомнить и назвать какой-нибудь предмет в доме, обладающий этими качествами. В следующий раз поменяйте набор характеристик, но, подбирая названия для колонок и рядов, обязательно ориентируйтесь на то, что находится в квартире и что малыш точно видел раньше. Упражнение не только делает память ребенка динамичной, но и способствует совершенствованию глазомера.