«Я могу понять, что Метод 3 будет работать в отношении детей старшего возраста, которые более разговорчивы, более зрелы и умеют рассуждать, но мне трудно представить, как можно использовать этот метод в отношении детей от двух до шести. Лучшие canon фотоаппараты купите тут. Они слишком малы и неразумны, чтобы знать, что для них хорошо и что плохо, а потому не лучше ли в этом случае пользоваться Методом 1?»
Этот вопрос задают в каждой из групп Р.Е.Т. Однако опыт тех семей, которые используют Метод 3 в отношении очень маленьких детей, показывает, что он может работать. Вот запись короткого сеанса между трехлетней девочкой и ее мамой, которая и предоставила нам эту запись:
КЭТИ: Я больше не хочу ходить к няне.
МАМА: Ты не хочешь ходить домой к миссис Крокетт, когда я на работе?
КЭТИ: Нет. не хочу.
МАМА: Я должна уходить на работу, а ты не можешь оставаться дома одна, но тебе явно не нравится сидеть дома у няни. Можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы тебе там нравилось?
КЭТИ (помолчав): Я могла бы ждать на тротуаре, пока ты не отъедешь.
МАМА: Но миссис Крокетт хочет, чтобы ты была в доме вместе с другими детьми и не потерялась.
КЭТИ: А что, если я буду провожать тебя, стоя у окна?
МАМА: Тебе от этого будет лучше?
КЭТИ: Да.
M-VMA: Хорошо. Давай в следующий раз так и сделаем.
Вот как отреагировала двухлетняя девочка на невластный метод в следующей ситуации, описанной ее мамой:
< Как-то вечером я готовила ужин, а моя дочь весело гулькала, сидя на лошади-качалке. Затем она взяла ремешки, используемые для привязывания ребенка во время его переноски взрослым, и попыталась сама сделать из них упряжку. Она вся раскраснелась и. видя безуспешность своих попыток, заверещала тонким голоском. Я почувствовала, что сейчас рассержусь па нее за этот писк, и, как я обычно делаю в подобных случаях, присела рядом с ней на корточки. Но она отпихнула меня и продолжала верешать. Теперь я готова была взять ее вместе с лошадкой и запереть их обеих в ее комнатке, хлопнув дверью, лишь бы только не слышать этот визг. Затем у меня внутри как будто что-то переключилось. Я снова подсела к ней, положила руки ей на запястья и сказала: «Ты действительно очень раздражена тем, что не можешь сделать это сама». Она утвердительно кивнула головой, перестала хныкать и через несколько мгновений снова весело качалась на своей лошадке. А я подумала: «Выходит, что это на самом деле так просто?»
Далеко не всегда, но все же Метод 3 на удивление эффективно работает в отношении детей-дошкольников — и даже грудных младенцев. Вспоминаю следующий случай, имевший место в нашей семье.
Когда нашей дочке было пять месяцев от роду, мы отправились в месячный отпуск, во время которого жили в коттедже на берегу озера. До этой поездки мы были вполне довольны жизнью, так как наша девочка прекрасно спала с одиннадцати вечера до семи утра. Смена окружающей обстановки положила конец нашему счастью. Она начала просыпаться в четыре утра и требовать (каким образом -— объяснять не надо), чтобы ее накормили. Естественно, вставать в такую рань нам было очень трудно. Поскольку дело было в сентябре, и не где-нибудь, а в северной части штата Висконсин, в коттедже стоял жуткий холод, для обогрева же у нас была только одна дровяная печка. А это означало, что нам приходилось либо наспех сооружать огонь, либо кутаться в одеяла, безуспешно пытаясь согреться в течение того часа, который уходил на приготовление смеси, подогревание бутылочки и собственно кормление.