Могут ли они оказывать конструктивное влияние на других «родителей» своих детей? Могут ли они иметь право голоса при принятии решения относительно того, как с их детьми должны разговаривать и обращаться другие взрослые? Я полагаю, что могут, и не только могут, но и должны. Но для этого они должны стать менее пассивными и зависимыми, чем были прежде.
Во-первых, родители должны постоянно быть начеку в отношении любого проявления контроля и подавления своих детей другими взрослыми, работающими в образовательных или воспитательных учреждениях. Они должны вставать на защиту детей и бороться с теми, кто исповедует принцип «держания детей в ежовых рукавицах», кто одобряет применение силы и власти в обращении с детьми под лозунгом «закона и порядка», кто оправдывает авторитарные методы на том основании, что дети не могут сами за себя отвечать и сами себя дисциплинировать.
Родители должны встать со скамьи для запасных игроков и выходить на поле для зашиты гражданских прав своих детей всякий раз, когда этим правам угрожают взрослые, считающие, что дети их не заслуживают.
Родители также могут пропагандировать и поддерживать программы, предлагающие новаторские идеи и методы для проведения школьной реформы — такие, как изменение учебного плана, ликвидация системы оценок, введение новых методик преподавания, представление учащимся большего количества возможностей для самообразования, предложение индивидуальных занятий, предоставление детям возможности участвовать наравне со взрослыми в процессе руководства школой, обучение учителей более гуманным терапевтическим подходам в общении с детьми.
Такие программы уже существуют в районах, жители которых хотят усовершенствовать свою систему образования. Ещё больше таких программ находится в стадии разработки. Родители должны не бояться, а приветствовать новые образовательные программы, подталкивать администрацию школ к их опробованию и проверке их эффективности.
Программа, с которой я больше всего знаком, разработана нашим коллективом и состоит из двух частей: Т.Е.Т. — Тренировка Эффективности Учителей (англ. Teacher Effectiveness Training) и Тренировка Эффективности Администрации Школ. Оба курса были опробованы в сотнях школьных районов в различных уголках страны, а также во многих частных и приходских школах. Результаты весьма обнадеживающие.
В одной из школ города Купертино, штат Калифорния, именно наша программа побудила директора привлечь учителей и учеников к пересмотру правил поведения учащихся. В результате группа по решению проблем в составе взрослых и учащихся выбросила на свалку их старый толстый сборник правил и предписаний и ввела вместо него два простых правила: никто не имеет права мешать другим учиться и никто не имеет права причинять другим физическую боль! Вот что сообщил нам директор о последствиях такого решения:
Отказ от применения силы и власти в отношении всего корпуса учащихся имел своим результатом повышение уровня самоуправления учащихся и повышения уровня ответственности каждого учащегося как за свое собственное поведение, так и за поведение товарищей».
В другой школе, в городе Пало Альто, штат Калифорния, учитель, прибегнув к разработанной нами процедуре разрешения конфликтов по Методу 3 в классе, едва не развалившемся из-за отсутствия дисциплины, сократил количество «неприемлемых и подрывных видов поведения» с тридцати до четырех с половиной (в среднем) на один учебный час. Последующее анкетирование показало, что семьдесят шесть процентов учащихся этого класса почувствовало, как после проведения сеансов решения проблем у всех резко повысилась успеваемость, и девяносто шесть согласились с тем. что «улучшилась» или даже «значительно улучшилась» атмосфера в классе.
Директор школы в Симн-Вэллн перечислил следующие результаты применения программы Тренировки Эффективности Учителей:
1. Проблемы, связанные с дисциплиной, сократились, как минимум, на пятьдесят процентов. Я убедился в эффективности этого метода для решения проблем поведения без отстранения учащегося от занятий. Я понял, что временное отстранение от занятий решает проблему лишь на два-три дня и нисколько не помогает устранить причины плохого поведения. Навыки, которыми я овладел в группе Р.Е.Т., способствуют решению проблем внутри самого учащегося, а также проблем между учителями и администрацией и между учителями и учащимися.
2. Мы ввели у себя регулярные общешкольные собрания, на которых стараемся предотвратить конфликты, пока они еще не возникли. Мы пользуемся методами решения проблем, разработанными доктором Гордоном, и успеваем справляться с конфликтами прежде, чем они приобретают масштаб серьезных проблем поведения.
3. Мои взаимоотношения с учащимися значительно улучшились благодаря тому, что учащиеся получили возможность самостоятельно решать свои проблемы и отвечать за свое поведение перед самими собой.
Директор начальной школы в городе Да Меса дал следующую оценку программе Тренировки Эффективности:
«В качестве директора начальной школы, работающего с большим количеством учителей, прошедших обучение по программе Тренировки Эффективности Учителей (шестнадцать из двадцати трех), я стал свидетелем следующих перемен как в учащихся, так и в преподавательском составе, непосредственно вызванных этой программой:
1. Учителя уверены в своей способности решать сложные проблемы поведения.
2. Эмоциональный климат на уроках стал более непринужденным, более здоровым.
3. Дети привлекаются к разработке правил поведения в школе. Отсюда более ответственное отношение детей к соблюдению этих правил.
4. Дети учатся решать проблемы общения бел применения насилия или хитрости.
5. Ко мне намного реже обращаются с сообщениями о нарушении дисциплины.
6. Поведение учителей стало более адекватным, то есть воспитательная работа (в форме консультаций) проводится с учащимися н тех случаях, когда проблема принадлежит ему, а не учителю.
7. Учителя более эффективно решают свои собственные проблемы, воздерживаясь от применения силы в отношении детей.
8. Повысился уровень содержательности бесед учителей с родителями, поскольку учителя научились проводить такие беседы более эффективно.
Итак, существенных перемен добиться можно, если обучить администрацию и учителей тем же навыкам и приемам, которые мы преподаем родителям на курсах Р.Е.Т. Однако наши наблюдения показывают, что к подобным переменам не готовы школы в тех районах или местностях, где большинство родителей стремятся сохранить статус кво, боятся перемен или погрязли в традиции авторитарного обращения с детьми.
И все же я надеюсь, что еще многих и многих родителей можно убедить в благотворности активного выслушивания детей, когда последние жалуются на дурное обращение с ними учителей, тренеров, преподавателей воскресных школ и вожатых. Родители могут начать верить в искренность чувств своих детей, когда последние признаются им в том, что ненавидят школу или не могут выносить, как с ними обращаются взрослые. Родители могут, наконец, понять, что в учреждениях, подобных школам, далеко не все обстоит благополучно — для этого им нужно лишь чаще прислушиваться к детям и не всегда защищать эти учреждения.
Только будучи «разбужены родителями, эти учреждения могут стать более демократичными, более гуманными и более терапевтическими. Главное, что, по моему убеждению, сейчас требуется, это совершенно новая философия общения с детьми и подростками, новый билль о правах молодежи. Общество не должно обращаться с детьми так, как оно с ними обращалось два тысячелетия тому назад.
Я хочу предложить вам одну их таких философий взаимоотношений между родителем (взрослым) и ребенком, сформулированную мною в виде кредо, на котором построены наши программы Р.Е.Т. Написанное несколько лет назад в попытке сформулировать философию Р.Е.Т. в сжатой и доступной форме, оно дается на прочтение всем поступающим на наши курсы и предлагается здесь в качестве «вызова» всем взрослым.
Если вы хотите приобрести лифты в Украине, то рекомендуем вам посетить наш сайт. На нём вы можете заказать и приобрести лифты и другое оборудование по приемлемым ценам.