Случай из практики

Рейтинг  
4 комментария

Алешу привела на консультацию мама. Молодая, красивая, уверенная в себе, бойкая, она с порога рассказала, что «у него» - ткнула пальцем в бледного, усталого, выглядевшего младше своих g лет ребенка, - какие-то страхи, боится спать без света, а как-то даже пытался уйти из дома, мотивируя это фразой «я всем только горе приношу».

- Вообще-то я тайком от мужа пришла, он всяких там психологов не жалует, общался однажды с детсадовским по поводу старшего сына, тот у нас настоящий лидер, а психолог - ну такой же мямля, как этот - снова жест в сторону сына - после этого муж сказал: никаких психологов. А по поводу младшего мы уже в Интернете все перечитали. Не знаю, что делать. Как выяснилось, Алешин «рабочий» день состоял из занятий в гимназии, дополнительных уроков с репетитором, английского, плавания, занятий эйдетикой, выполнения домашних заданий дома и проверки их папой. В выходные расписание было практически таким же. На мой вопрос, не многовато ли: ребенок выглядит не просто утомленным, а изможденным, мама весело рассмеялась:

- Он и вас провел, такой симулянт, постоянно на боли в животе жалуется, еще на что-то, мы уже все эти хитрости знаем. А ну, выпрями спину, ну разве мужик так должен стоять?

Вот так плавно вписались в расписание Алеши и занятия с психологом. Мальчик почти не улыбался, ни к чему не проявлял интереса, на вопрос, чем бы он хотел заняться, о чем поговорить, всегда неизменно отвечал: «что скажете». Рисовал только простым карандашом, не любил играть, смотрел на меня усталым взглядом, и казался маленьким старичком. Рассказывая о своем успехе, полностью обесценивал собственные усилия, способности: «просто повезло».

Желаний у Алеши было всего три: чтобы не ругали, получать хорошие оценки (а худшей оценкой у него была «э») и чтобы все были здоровы. Рисунок семьи в образе животных выглядел впечатляюще: брат -осьминог, мама - синяя собака, похожая больше на робота, отец - акула с раскрытой зубастой пастью и он сам - маленький коричневый щенок... О себе ничего сказать не мог: «Откуда я знаю, какой я, ну, ленивый, мог бы учиться лучше». Зачем нужно хорошо учиться, он не знал. Так же ничего не мог поведать о близких, друзьях, своих желаниях.

Как оказалось, Алеша хорошо рисует, плетет из бисера, делает разные поделки, однако в семье к его талантам относятся несерьезно, с некоторой иронией. А он для НИХ старается, настойчиво пытается доказать, что что-то может делать хорошо, и достоин их любви. Собственно говоря, дело было вовсе не в страхах, а в том, что ребенок просто не справлялся с непосильной для него нагрузкой в виде большого количества занятий. В их перечне, к тому же, не было места для тех, которые он любил и в которых был успешен. Нагрузкой были те требования, которым ребенок просто не мог соответствовать: по мнению родителей, он был медлительным, неуверенным, ленивым, «плохо учился», вообще, был «не таким».

Если бы дело касалось взрослого, можно было бы смело говорить о депрессии. С детьми не все так просто. В данном случае это то, что можно назвать «наученной беспомощностью» - ребенок много раз пытается что-то изменить, отстоять свое мнение, взгляды, желания, но попытки эти каждый раз подавляются. И ребенок приходит к выводу - все бесполезно, не стоит делать и попыток что-то менять, за что-то бороться. В будущем из такого ребенка вырастет взрослый, не умеющий преодолевать препятствия, малейшие трудности на своем пути, любая мелочь будет перерастать в неразрешимую проблему.

В нашем случае ребенок отчаялся изменить что-то в своих отношениях с родителями, его предпочтения и возможности игнорировались, а соматические жалобы даже высмеивались и были поводом для шуток в этой семье. Единственная стратегия выживания - подчиниться, школа - предмет беспокойства и тревоги (за оценки наказывают, ругают), болезнь -возможность избежать неприятных школьных переживаний. «Избегание» - вот та линия поведения, которую выбирает ребенок, он так и не научится преодолевать трудности, отстаивать себя и свои интересы (пробовал - подавили). В будущем не имея над собой надсмотрщика, он может просто ничего не делать, или начнет «убегать», прятаться от трудностей в иллюзорную реальность в виде психоактивных веществ.

Не следует думать, что родители Алеши какие-то «монстры»! Нет, нормальные, заботящиеся родители. Однако они делают так, как должно, по ИХ мнению: «мы и старшего так воспитывали!» А то, что для младшего это не подходит, что он просто ДРУГОЙ, не понимают. Руководит ими не мысль «что подходит моему ребенку, что ему нравится», а, к сожалению, престижная мотивация: хорошо учиться надо! Вопрос-зачем?

В младшем школьном возрасте у детей формируется важная жизненная стратегия: достижения успеха или избегания неудачи. Если у ребенка получается, его хвалят, ему интересно, есть радость от того, что узнал что-то новое - у него формируется стратегия дости

Случай из практики

жения успеха. В будущем он будет пробовать, падать, вставать, подбадриваемый вами, родителями, и добиваться успеха. И неважно, в какой именно области деятельности - это будет дело, которое нравится ему, его зона успеха. А если ребенок что-то делает, чтобы не ругали, чтобы что-то купили, чтобы не запрещали гулять, играть на компьютере, развивается тревожность, низкая самооценка - так формируется мотивация избегания неудачи.

А что же с Алешей? С ним все было в порядке изначально. Менять нужно было стиль воспитания, отношения в семье, взгляд родителей на сына. Нужно было родителям спросить себя: «Что хочется ему? Что у него получается лучше всего? А можем ли мы принять, любить его такого (медлительного, плетущего из бисера, не похожего на нас и т.д.)?»

Взрослые люди пытаются стать счастливыми, научиться радоваться сегодняшнему дню, получать удовольствие от каждого прожитого мига. Они посещают для этого психолога, ходят на тренинги. Получается не у всех. А все это уже умеют дети: полностью погружаться в занятие, которое их увлекает, не боясь произвести неправильное впечатление, радоваться и пищать от восторга, пожалеть и принести в дом котенка. Только нашими усилиями они разучиваются все это делать. И начинают считать ценным то, что мы им говорим: школьные оценки, затем карьеру, доход. А кто сказал, что в этом счастье?

Каждый из нас пришел в этот мир, чтобы проявить СЕБЯ, стать тем, кем ОН может стать, и только ОН. Давайте поможем в этом нашим детям: найти СВОЮ зону успешности, а не ту, которую мы для них придумали; прожить СВОЮ жизнь, а не нашу! Давайте поможем стать им СЧАСТЛИВЫМИ! Помогите ребенку найти свою дорогу к счастью, а вам в этом помогут простые, но важные вещи:

Развивайте познавательные мотивы, интерес к содержанию предмета. Помогает новая информация, смена конкретных видов работы, наглядная сторона обучения, игровые элементы.

Ставьте перед ребенком реальные для него цели, не завышайте его уровень притязаний-то, на что он претендует в учебе и отношениях. Рассчитывая только на успех, малейшую неудачу ребенок будет переживать как трагедию. Не огорчаетесь ли вы вместе с ребенком из-за «средненькой» оценки? % Оценивайте     конкретную работу, а не личность вашего ребенка («бестолковый», «тугодум»).

Сравнивайте ребенка только с ним самим: «Сегодня у тебя вышло лучше, чем вчера!»

4 комментария

Williinvime, 29 декабря 2015 15:42

Liver transplantation is the only hope for a cure. buy tamoxifen uk For this purpose the intensity as well as the time constants T and T of the NMR signal Chapter Nuclear Physics FIGUREFluoxetine increases hippocampal neurogenesis and induces epigenetic factors but does not improve functional recovery after traumatic brain injury.On a large scale diffusive motion is relatively slow it may take hours for the colored solution in our example to diffuse over a distance of a few centimeters but on the small scale of tissue cells diffusive motion is fast enough to provide for the life func tion of cells.Specifically in analogy with a spring the artery has a natural frequency at which it can be readily set into vibrational motion.Therefore V to be used in Eq.Barnard himself rose rapidly through the surgical hierarchies.b. levitra mieux que viagra Transudative effusionspathophysiology is due to either elevated capillary pres sure in visceral or parenteral pleura e.Keywords lysyltRNA synthetase HIV cell signaling gene regulation.Mr.A score of on this scale indicates no physical limitation.and Mrs.Medieval Arab physicians such as Ibn Al Jazzar and Ibn Sina see pp.On one of the dishes where colonies of bacteria were supposed to grow there was also a colony of mold with a bacteriafree area around it. cost of viagra 100mg costco The male medfly produces with its wings a vibration at a fundamen tal frequency of about Hz accompanied by complex harmonics.If untreated proctocolitis may develop with perianal fissures and rectal stricture obstruction of lymphatics may lead to elephantiasis of genitals.In firstdegree heart block the PR interval isPossible Complications People with pernicious anemia may have gastric polyps and are more likely to develop gastric cancer and gastric carcinoid tumors. women cialis reviews If the duplex is positive treatment for DVT is the same as for PE.breaths per minute satisfy the oxygen requirements for a resting person see ExerciseAm Fam Physician.In Lister returned to Edinburgh as Professor of Clinical Surgery. buying cialis stateside If there is uncertainty perform the following tests to confirm the diagnosis.Fortunately the body possesses another method for transferring heat.With some excep tions the blood pressure of most animals is in the same range as that of humans.Theyre becoming Lecture a Cog in the WheelOccupational Stress more negative more cynical and angrier.
cut-dle -->