Случай из практики

Рейтинг  
4 комментария

Алешу привела на консультацию мама. Молодая, красивая, уверенная в себе, бойкая, она с порога рассказала, что «у него» - ткнула пальцем в бледного, усталого, выглядевшего младше своих g лет ребенка, - какие-то страхи, боится спать без света, а как-то даже пытался уйти из дома, мотивируя это фразой «я всем только горе приношу».

- Вообще-то я тайком от мужа пришла, он всяких там психологов не жалует, общался однажды с детсадовским по поводу старшего сына, тот у нас настоящий лидер, а психолог - ну такой же мямля, как этот - снова жест в сторону сына - после этого муж сказал: никаких психологов. А по поводу младшего мы уже в Интернете все перечитали. Не знаю, что делать. Как выяснилось, Алешин «рабочий» день состоял из занятий в гимназии, дополнительных уроков с репетитором, английского, плавания, занятий эйдетикой, выполнения домашних заданий дома и проверки их папой. В выходные расписание было практически таким же. На мой вопрос, не многовато ли: ребенок выглядит не просто утомленным, а изможденным, мама весело рассмеялась:

- Он и вас провел, такой симулянт, постоянно на боли в животе жалуется, еще на что-то, мы уже все эти хитрости знаем. А ну, выпрями спину, ну разве мужик так должен стоять?

Вот так плавно вписались в расписание Алеши и занятия с психологом. Мальчик почти не улыбался, ни к чему не проявлял интереса, на вопрос, чем бы он хотел заняться, о чем поговорить, всегда неизменно отвечал: «что скажете». Рисовал только простым карандашом, не любил играть, смотрел на меня усталым взглядом, и казался маленьким старичком. Рассказывая о своем успехе, полностью обесценивал собственные усилия, способности: «просто повезло».

Желаний у Алеши было всего три: чтобы не ругали, получать хорошие оценки (а худшей оценкой у него была «э») и чтобы все были здоровы. Рисунок семьи в образе животных выглядел впечатляюще: брат -осьминог, мама - синяя собака, похожая больше на робота, отец - акула с раскрытой зубастой пастью и он сам - маленький коричневый щенок... О себе ничего сказать не мог: «Откуда я знаю, какой я, ну, ленивый, мог бы учиться лучше». Зачем нужно хорошо учиться, он не знал. Так же ничего не мог поведать о близких, друзьях, своих желаниях.

Как оказалось, Алеша хорошо рисует, плетет из бисера, делает разные поделки, однако в семье к его талантам относятся несерьезно, с некоторой иронией. А он для НИХ старается, настойчиво пытается доказать, что что-то может делать хорошо, и достоин их любви. Собственно говоря, дело было вовсе не в страхах, а в том, что ребенок просто не справлялся с непосильной для него нагрузкой в виде большого количества занятий. В их перечне, к тому же, не было места для тех, которые он любил и в которых был успешен. Нагрузкой были те требования, которым ребенок просто не мог соответствовать: по мнению родителей, он был медлительным, неуверенным, ленивым, «плохо учился», вообще, был «не таким».

Если бы дело касалось взрослого, можно было бы смело говорить о депрессии. С детьми не все так просто. В данном случае это то, что можно назвать «наученной беспомощностью» - ребенок много раз пытается что-то изменить, отстоять свое мнение, взгляды, желания, но попытки эти каждый раз подавляются. И ребенок приходит к выводу - все бесполезно, не стоит делать и попыток что-то менять, за что-то бороться. В будущем из такого ребенка вырастет взрослый, не умеющий преодолевать препятствия, малейшие трудности на своем пути, любая мелочь будет перерастать в неразрешимую проблему.

В нашем случае ребенок отчаялся изменить что-то в своих отношениях с родителями, его предпочтения и возможности игнорировались, а соматические жалобы даже высмеивались и были поводом для шуток в этой семье. Единственная стратегия выживания - подчиниться, школа - предмет беспокойства и тревоги (за оценки наказывают, ругают), болезнь -возможность избежать неприятных школьных переживаний. «Избегание» - вот та линия поведения, которую выбирает ребенок, он так и не научится преодолевать трудности, отстаивать себя и свои интересы (пробовал - подавили). В будущем не имея над собой надсмотрщика, он может просто ничего не делать, или начнет «убегать», прятаться от трудностей в иллюзорную реальность в виде психоактивных веществ.

Не следует думать, что родители Алеши какие-то «монстры»! Нет, нормальные, заботящиеся родители. Однако они делают так, как должно, по ИХ мнению: «мы и старшего так воспитывали!» А то, что для младшего это не подходит, что он просто ДРУГОЙ, не понимают. Руководит ими не мысль «что подходит моему ребенку, что ему нравится», а, к сожалению, престижная мотивация: хорошо учиться надо! Вопрос-зачем?

В младшем школьном возрасте у детей формируется важная жизненная стратегия: достижения успеха или избегания неудачи. Если у ребенка получается, его хвалят, ему интересно, есть радость от того, что узнал что-то новое - у него формируется стратегия дости

Случай из практики

жения успеха. В будущем он будет пробовать, падать, вставать, подбадриваемый вами, родителями, и добиваться успеха. И неважно, в какой именно области деятельности - это будет дело, которое нравится ему, его зона успеха. А если ребенок что-то делает, чтобы не ругали, чтобы что-то купили, чтобы не запрещали гулять, играть на компьютере, развивается тревожность, низкая самооценка - так формируется мотивация избегания неудачи.

А что же с Алешей? С ним все было в порядке изначально. Менять нужно было стиль воспитания, отношения в семье, взгляд родителей на сына. Нужно было родителям спросить себя: «Что хочется ему? Что у него получается лучше всего? А можем ли мы принять, любить его такого (медлительного, плетущего из бисера, не похожего на нас и т.д.)?»

Взрослые люди пытаются стать счастливыми, научиться радоваться сегодняшнему дню, получать удовольствие от каждого прожитого мига. Они посещают для этого психолога, ходят на тренинги. Получается не у всех. А все это уже умеют дети: полностью погружаться в занятие, которое их увлекает, не боясь произвести неправильное впечатление, радоваться и пищать от восторга, пожалеть и принести в дом котенка. Только нашими усилиями они разучиваются все это делать. И начинают считать ценным то, что мы им говорим: школьные оценки, затем карьеру, доход. А кто сказал, что в этом счастье?

Каждый из нас пришел в этот мир, чтобы проявить СЕБЯ, стать тем, кем ОН может стать, и только ОН. Давайте поможем в этом нашим детям: найти СВОЮ зону успешности, а не ту, которую мы для них придумали; прожить СВОЮ жизнь, а не нашу! Давайте поможем стать им СЧАСТЛИВЫМИ! Помогите ребенку найти свою дорогу к счастью, а вам в этом помогут простые, но важные вещи:

Развивайте познавательные мотивы, интерес к содержанию предмета. Помогает новая информация, смена конкретных видов работы, наглядная сторона обучения, игровые элементы.

Ставьте перед ребенком реальные для него цели, не завышайте его уровень притязаний-то, на что он претендует в учебе и отношениях. Рассчитывая только на успех, малейшую неудачу ребенок будет переживать как трагедию. Не огорчаетесь ли вы вместе с ребенком из-за «средненькой» оценки? % Оценивайте     конкретную работу, а не личность вашего ребенка («бестолковый», «тугодум»).

Сравнивайте ребенка только с ним самим: «Сегодня у тебя вышло лучше, чем вчера!»

4 комментария

PorteShout, 21 января 2016 10:25

DiagnosisSecondary causes of dyslipidemia see aboveSt. priligy mercadolibre ecuador The coordinator may come from a profession allied to medicine or nursing.incomplete voiding neurogenic bladder BPH vesicourethral reflux calculicausalgiaSome complications due to irradiation of normal tissue surrounding the tumor and in the path of the beam of photons may be reversible with time and recovery takes place soon after radiotherapy is completed. dapoxetine High levels are associated with gouty arthritis.A bone marrow biopsy is ordered.The one exception is the th cranial nerve called the vagus nerve.VIP was shown to improve erectile function more significantly under hypogonadal than normal conditions Zhang et al.An important potential adverse effect of taking neuroleptic drugs is tardive dyskinesia TD tardive means late and dyskinesias are abnormal movements.P vessie propecia Be certain that it is not traumatic blood.Treatment buy accutane online canada It has been suggested that in the PVN dopamineinduced oxytocinergic activation may involve a calciumdependent nitric oxide NO pathway rather than the classic cAMP pathway.in women is a contraindication to metformin.Outlook Prognosis Continued excessive drinking can shorten your lifespan.To classify the extent of spread of the tumor and to plan treatment b. levitra coupon free trial As for talking cures psychoanalysis had its supporters and detractors.Hemolytic disease of the newbornIn Goldman L Schafer AI eds.
cut-dle -->