Случай из практики

Рейтинг  
4 комментария

Алешу привела на консультацию мама. Молодая, красивая, уверенная в себе, бойкая, она с порога рассказала, что «у него» - ткнула пальцем в бледного, усталого, выглядевшего младше своих g лет ребенка, - какие-то страхи, боится спать без света, а как-то даже пытался уйти из дома, мотивируя это фразой «я всем только горе приношу».

- Вообще-то я тайком от мужа пришла, он всяких там психологов не жалует, общался однажды с детсадовским по поводу старшего сына, тот у нас настоящий лидер, а психолог - ну такой же мямля, как этот - снова жест в сторону сына - после этого муж сказал: никаких психологов. А по поводу младшего мы уже в Интернете все перечитали. Не знаю, что делать. Как выяснилось, Алешин «рабочий» день состоял из занятий в гимназии, дополнительных уроков с репетитором, английского, плавания, занятий эйдетикой, выполнения домашних заданий дома и проверки их папой. В выходные расписание было практически таким же. На мой вопрос, не многовато ли: ребенок выглядит не просто утомленным, а изможденным, мама весело рассмеялась:

- Он и вас провел, такой симулянт, постоянно на боли в животе жалуется, еще на что-то, мы уже все эти хитрости знаем. А ну, выпрями спину, ну разве мужик так должен стоять?

Вот так плавно вписались в расписание Алеши и занятия с психологом. Мальчик почти не улыбался, ни к чему не проявлял интереса, на вопрос, чем бы он хотел заняться, о чем поговорить, всегда неизменно отвечал: «что скажете». Рисовал только простым карандашом, не любил играть, смотрел на меня усталым взглядом, и казался маленьким старичком. Рассказывая о своем успехе, полностью обесценивал собственные усилия, способности: «просто повезло».

Желаний у Алеши было всего три: чтобы не ругали, получать хорошие оценки (а худшей оценкой у него была «э») и чтобы все были здоровы. Рисунок семьи в образе животных выглядел впечатляюще: брат -осьминог, мама - синяя собака, похожая больше на робота, отец - акула с раскрытой зубастой пастью и он сам - маленький коричневый щенок... О себе ничего сказать не мог: «Откуда я знаю, какой я, ну, ленивый, мог бы учиться лучше». Зачем нужно хорошо учиться, он не знал. Так же ничего не мог поведать о близких, друзьях, своих желаниях.

Как оказалось, Алеша хорошо рисует, плетет из бисера, делает разные поделки, однако в семье к его талантам относятся несерьезно, с некоторой иронией. А он для НИХ старается, настойчиво пытается доказать, что что-то может делать хорошо, и достоин их любви. Собственно говоря, дело было вовсе не в страхах, а в том, что ребенок просто не справлялся с непосильной для него нагрузкой в виде большого количества занятий. В их перечне, к тому же, не было места для тех, которые он любил и в которых был успешен. Нагрузкой были те требования, которым ребенок просто не мог соответствовать: по мнению родителей, он был медлительным, неуверенным, ленивым, «плохо учился», вообще, был «не таким».

Если бы дело касалось взрослого, можно было бы смело говорить о депрессии. С детьми не все так просто. В данном случае это то, что можно назвать «наученной беспомощностью» - ребенок много раз пытается что-то изменить, отстоять свое мнение, взгляды, желания, но попытки эти каждый раз подавляются. И ребенок приходит к выводу - все бесполезно, не стоит делать и попыток что-то менять, за что-то бороться. В будущем из такого ребенка вырастет взрослый, не умеющий преодолевать препятствия, малейшие трудности на своем пути, любая мелочь будет перерастать в неразрешимую проблему.

В нашем случае ребенок отчаялся изменить что-то в своих отношениях с родителями, его предпочтения и возможности игнорировались, а соматические жалобы даже высмеивались и были поводом для шуток в этой семье. Единственная стратегия выживания - подчиниться, школа - предмет беспокойства и тревоги (за оценки наказывают, ругают), болезнь -возможность избежать неприятных школьных переживаний. «Избегание» - вот та линия поведения, которую выбирает ребенок, он так и не научится преодолевать трудности, отстаивать себя и свои интересы (пробовал - подавили). В будущем не имея над собой надсмотрщика, он может просто ничего не делать, или начнет «убегать», прятаться от трудностей в иллюзорную реальность в виде психоактивных веществ.

Не следует думать, что родители Алеши какие-то «монстры»! Нет, нормальные, заботящиеся родители. Однако они делают так, как должно, по ИХ мнению: «мы и старшего так воспитывали!» А то, что для младшего это не подходит, что он просто ДРУГОЙ, не понимают. Руководит ими не мысль «что подходит моему ребенку, что ему нравится», а, к сожалению, престижная мотивация: хорошо учиться надо! Вопрос-зачем?

В младшем школьном возрасте у детей формируется важная жизненная стратегия: достижения успеха или избегания неудачи. Если у ребенка получается, его хвалят, ему интересно, есть радость от того, что узнал что-то новое - у него формируется стратегия дости

Случай из практики

жения успеха. В будущем он будет пробовать, падать, вставать, подбадриваемый вами, родителями, и добиваться успеха. И неважно, в какой именно области деятельности - это будет дело, которое нравится ему, его зона успеха. А если ребенок что-то делает, чтобы не ругали, чтобы что-то купили, чтобы не запрещали гулять, играть на компьютере, развивается тревожность, низкая самооценка - так формируется мотивация избегания неудачи.

А что же с Алешей? С ним все было в порядке изначально. Менять нужно было стиль воспитания, отношения в семье, взгляд родителей на сына. Нужно было родителям спросить себя: «Что хочется ему? Что у него получается лучше всего? А можем ли мы принять, любить его такого (медлительного, плетущего из бисера, не похожего на нас и т.д.)?»

Взрослые люди пытаются стать счастливыми, научиться радоваться сегодняшнему дню, получать удовольствие от каждого прожитого мига. Они посещают для этого психолога, ходят на тренинги. Получается не у всех. А все это уже умеют дети: полностью погружаться в занятие, которое их увлекает, не боясь произвести неправильное впечатление, радоваться и пищать от восторга, пожалеть и принести в дом котенка. Только нашими усилиями они разучиваются все это делать. И начинают считать ценным то, что мы им говорим: школьные оценки, затем карьеру, доход. А кто сказал, что в этом счастье?

Каждый из нас пришел в этот мир, чтобы проявить СЕБЯ, стать тем, кем ОН может стать, и только ОН. Давайте поможем в этом нашим детям: найти СВОЮ зону успешности, а не ту, которую мы для них придумали; прожить СВОЮ жизнь, а не нашу! Давайте поможем стать им СЧАСТЛИВЫМИ! Помогите ребенку найти свою дорогу к счастью, а вам в этом помогут простые, но важные вещи:

Развивайте познавательные мотивы, интерес к содержанию предмета. Помогает новая информация, смена конкретных видов работы, наглядная сторона обучения, игровые элементы.

Ставьте перед ребенком реальные для него цели, не завышайте его уровень притязаний-то, на что он претендует в учебе и отношениях. Рассчитывая только на успех, малейшую неудачу ребенок будет переживать как трагедию. Не огорчаетесь ли вы вместе с ребенком из-за «средненькой» оценки? % Оценивайте     конкретную работу, а не личность вашего ребенка («бестолковый», «тугодум»).

Сравнивайте ребенка только с ним самим: «Сегодня у тебя вышло лучше, чем вчера!»

4 комментария

StepheJet, 1 января 2016 21:33

Fever may or may not be present c.Again patients with a positive test result should undergo cardiac catheterization. buy 10 mg levitra online Therefore coldblooded animals can function with correspondingly smaller lung surface area.Together these interesting observations imply that DNA hydroxymethylation proles provide diagnostic and prog nostic data.Philadelphia PA Lippincott Williams Wilkins Figure tamoxifen Chiropractors use manipulative therapy to treat the clients back neck and limbs.B The placenta chorion and amnion membranes.X Elsevier Inc.NA.Some British surgeons remained unconvinced even dismissive and proposed other reasons for Listers resultsfrom better diet and nursing care to the local climate. cialis generic on line Fiberoptic bronchoscope a.Electrical technology has led to the development of devices that greatly enhance hearing and in some cases even restore hearing.Alternative Names Gonadal deficiency References Ali O Donohoue PA.You will learn how the hypothalamicpituitaryadrenal axis is related to disease and even health..treatmentGeneral characteristics buy 200 mg cialis from india A microuidic platform for systems pathology multiparameter singlecell signaling measurements of clinical brain tumor specimens.Conversely higher crime rates and signs of physical disorder or decay may suggest an unsafe environment and will discourage individuals from being more physically active.Erythrocytes are fairly uniform in size and shape.states if a patient is proven to be brain dead the physician has the right to disconnect life supportthe patient is legally dead. propecia viagra combined This chapter provides a simple outline of psychiatric disorders and denitions of major psychiatric terms.The marking indicates a short vowel sound.moles
cut-dle -->