В паши дни уже совершенно точно установлено значение систематических занятий физическими упражнениями для успешной учебы. Интересны в этом отношении приводимые проф. А. В. Коробковым (970) данные, полученные в школе-интернате № 7 Москвы. Сопоставление успеваемости школьников, занимающихся спортом, с учащимися, имеющими низкие спортивно-технические результаты, показало, что у первых на протяжении всего учебного года отмечается рост успеваемости в среднем до 78%, а у вторых -снижение на 23%. Аналогичный вывод можно сделать из результатов обследования студентов 25 ленинградских вузов группой специалистов по физическому воспитанию под руководством Ф. П. Шувалова. Оказалось, ч го успеваемость студентов-разрядников в большинстве своем лучше, чем тех, кто не занимается спортом.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на растущий организм лишь в том случае, если физическая культура и спорт становятся составными частями разумного режима деятельности и отдыха. От такого разумного сочетания учебы п физических упражнений выигрывает и умственное, и физическое развитие. Напротив, всякая односторонность в этом деле нарушает гармоническое формирование организма.
Достижение физического совершенства и физическая культура в зрелом возрасте
В предыдущем разделе мы рассказали о физическом воспитании детей, подростков, юношей и девушек, о видах спорта, которые особенно полезны растущему организму. Однако этими рекомендациями далеко но ограничиваются возможности развития функций организма; напротив, все, что было осуществлено раньше, до восемнадцатилетнего возраста, может рассматриваться в известной степени как этап подготовки к периоду достижения всестороннего физического развития.
